Мини-курс в UX-школе - 01 Введение в UX - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Мини-курс в UX-школе – 01 Введение в UX

Мы решили сделать мини-курс по занятиям нашей UX-школы, чтобы кратко познакомить вас со всеми темами и методами исследований, которые должен знать UX-исследователь и UX-дизайнер. Начинаем с 1 занятия – Введение в UX.

– Что такое кансей-инжиниринг и почему обычный с виду автомобиль попал в книгу рекордов Гиннесса по количеству продаж? (Спойлер: там что-то химичили с процессом его проектирования). 

– Что такое эмоциональный дизайн и как к этому пришли мировые юзабилити-гуру и IT-гиганты? (Спойлер: там приложили руку Алан Купер и Дональд Норман и ещё что-то про 4 волны развития компьютерной индустрии).

– Какое определение юзабилити наиболее полезно для практического применения в повседневной работе UX-исследователя и UX-дизайнера? А их кстати более 10. (Спойлер: его можно повесить на стенку и тогда не забудешь про 5 базовых элементов в работе UX-специалиста. А ещё оно пригодится для принятия на стажировку).

– Какие есть подходы к проектированию пользовательских интерфейсов в мире? (Спойлер: там более 5 подходов и рассказывается об их особенностях).

– Какой подход использует компания Ю-эксперт к проектированию пользовательских интерфейсов? (Спойлер: там 6 больших этапов и почти в каждом по 2 подэтапа).


Мы посмотрим на эмоциональный дизайн и кансей-инжиниринг. О чем эта тема? Технологии развиваются волнами. И были 4 волны развития технологий, мы их все проскакиваем и сразу приземляемся на четвертую волну. Четвертая волна это эмоциональный дизайн. 

Сейчас, когда уровень конкуренции в IT-секторе довольно высок, то в первую очередь выигрывают те компании, те продукты, которые не только представляют богатый список функциональности, но позволяют пользователям достигать их целей максимально простым, понятным, удобным способом. Именно с этим связан бум проектирования интерфейсов с учетом требований юзабилити, который произошел сначала на Западе, затем докатился и до нас. 

Почему сейчас востребованность такая в UX-исследователях и в UI-проектировщиках? И хотя мы, Россия, отстаем от западного мира лет на 5-10, по, скажем так, участию, по проникновению новейших методов исследований, технологий в нашу жизнь, в наш бизнес, но этот разрыв, он все быстрее и быстрее сокращается. Все больше и больше компаний понимают, что необходимы UX-исследования. 

Итак, что же нас ожидает в скором будущем? На самом деле четвертая волна – эмоциональный дизайн, о котором вы хотели узнать, это все началось довольно давно. Это началось с философии эмоционального дизайна, которая была в начале 70-х годов 20-го века. И впервые эту идею сформулировал японский профессор Митсуо Нагамачи (Mitsuo Nagamachi), довольно сложное японское имя, но японцы такие, который предложил преобразовать эмоциональные переживания и ощущения человека в конкретные свойства продукта. 

Читать полностью

Эмоциональный дизайн. Иллюстрация из UX-школы Артема Кузнецова

Эмоциональный дизайн. Иллюстрация из UX-школы Артема Кузнецова

В начале 90-х годов этот подход был применен при создании совершенно конкретной вещи. Это был автомобиль Mazda MX-5 Miata. Вот почему она на экране сейчас представлена. Впервые в разработке автомобиля на первое место поставили не технические характеристики, скорость разгона до 100 км, количество лошадиных сил, а совершенно другую вещь. Эмоции, чувства, которые испытывает водитель автомобиля. Нравится ли ему звук мотора? Получает ли он удовольствие от взаимодействия и общения с машиной? Успех этого автомобиля был ошеломительный. Эта модель даже вошла в книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый автомобиль своего класса. 

Ну, это о чем-то говорит. Этот подход назвали кансей-инжиниринг и он с успехом применяется во многих компаниях по всему миру. То есть он позволяет быстро достичь тех целей эмоциональных, которые хотят испытывать люди. Мы применяем этот подход для создания цифровых продуктов в наше время. Итак, смотрим дальше. Что еще я хотел рассказать по этой теме. 

Важно учитывать не только конечные цели пользователей, но и их эмоциональные цели. Это цитата одного из основателей направления юзабилити в мире Алана Купера, у которого, кстати говоря, Сан-Франциско учился. И вторая цитата. Для человека ценность во многом определяется не только полезным результатом, но и эмоциональным компонентом взаимодействия. То есть то, как человек себя чувствует. Дональд Норман говорит об этом. Это один из основателей юзабилити в мире. И на нашем курсе, где мы будем подробно рассматривать темы UX, которые должен знать UX-исследователь, я буду про историю юзабилити рассказывать. Вот про этих людей я обязательно подробнее расскажу. 

Здесь я еще хочу сказать, да, что люди ожидают от сложных технических устройств поведения свойственного человеку, ожидают понимания, заботы и даже сочувствия. То есть мы чувствуем, что мы взаимодействуем с чем-то разумным, тем более с появлением все более умных цифровых продуктов. Этот тренд все усиливается, поэтому это важно учитывать. 

Есть много определений юзабилити. Их вот 9 и даже 10. И я вам просто одно из них процитирую, потому что я считаю, это одно из самых важных. Оно по ГОСТу, по ИСО. Значит, это степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями при определённом контексте использования, для достижения определенных целей. Тут у нас цели появляются. С должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью. Это как раз критерии юзабилити. 

Звезда или определение юзабилити Артема Кузнецова. UX-школа Артема Кузнецова

Звезда или определение юзабилити Артема Кузнецова. UX-школа Артема Кузнецова

Я их изобразил в виде такой звезды. Очень классно, потому что можно сразу запомнить, что у звезды 5 лучей. И мы все эти 5 элементов не должны забывать, когда занимаемся проектированием или исследованиями. Это очень важно. Это самая базовая вещь. Это про юзабилити. Итак, степень, пользователи, контекст, цели и критерии. Вы должны ночью просыпаться и знать эти пять вещей и отвечать на этот вопрос без запинки. Что такое юзабилити, чем вы занимаетесь. 

Мы сейчас не будем проходиться по ним, по всем подробно, потому что у нас ограниченное время, но кратко могу сказать, что степень означает, что мы можем ее измерить, задать и оптимизировать. Пользователи, значит у них есть характеристики, мы их можем разбивать на группы, у них есть свои паттерны поведения, ожидания, контекст, цели у пользователей есть разные, это жизненные, опыта взаимодействия и конечные, подробнее на нашем занятии, критериев тоже, их много. 

Так, что у нас по критериям? Значит, по критериям хотели ли вы, чтобы я вам рассказал про критерии? 38%. Так, ну, давайте заглянем во что-то более важное. Подходы и методологии в проектировании пользовательских интерфейсов. Мне кажется, это более важная тема. Перелистываем туда подходы и методологии. Так, так, так, да. Не забудем, раз уж мы даём определение, дать определение UX, опыт у пользователя. 

Пользовательский опыт, он охватывает все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, её услугами и продуктами. То есть UX шире, чем юзабилити. User experience включает в себя взаимодействие с компанией не только в продукте, где есть пользовательский интерфейс. Это тоже важно понять, запомнить и знать. 

Да, давайте пробежимся по подходам. У нас еще есть немного времени. Подходы и методологии. Значит, в мире существует множество подходов по тому, как проектировать пользовательские интерфейсы. То есть это можно делать по-разному. Кто-то, например, подход кого-то, я очень интересный подход слышал от программистов, да, мы собираем список функций, то, чего хочет наш директор и как он думает, хотят пользователи, дальше мы их все программируем, делаем это так, как считаем нужным, а пользователи они потом как-нибудь этим воспользуются. Это тоже подход проектирования пользовательских интерфейсов, но он один из самых неэффективных, как показывает опыт и практика, поэтому всякие умные люди придумали подходы. 

Итак, первый подход, номер один. Дональд Норман в своей книге «Психология повседневных вещей, он сказал, что необходимо применять ориентированный на пользователя дизайн, который характеризуется активным вовлечением пользователя в процесс разработки для достижения прозрачного понимания пользовательских требований и надлежащего распределения функций между пользователями и программными продуктами и технологиями, а также интерактивным характером подхода и его мультидисциплинарностью. 

Такое немножко сложноватое определение, я могу проще своими словами сказать, что мы активно вовлекаем пользователей в процесс разработки для того, чтобы выявить те требования, которые идут от пользователей, учесть их в равной мере и требования технологий. Ну, за это беспокоиться не надо, об этом программисты всегда позаботятся. Вот некий такой баланс, это и есть подход, собственно, Дональда Нормана. 

Поскачем дальше. Клейтон Льюис и Джон Рейммонд в своей книге Task-Centered User Interface Design совершенно новый подход предложили — Task-Centered Design. То есть, как вы можете догадаться из названия, это подход, ориентированный на задачи. Здесь мы весь процесс структурируем вокруг конкретных задач, которые пользователь хочет выполнить с помощью разрабатываемой нами цифровой системы продуктом. Эти задачи выбираются на ранних стадиях проектирования, а затем используются для поднятия вопросов о дизайне. То есть для помощи в принятии проектных решений, для оценки проекта по мере его разработки, для принятия всех решений, да, то есть мы отталкиваемся, ориентируемся в первую очередь от того, какие задачи есть, и мы должны эти задачи выявить. Для этого мы применяем пользовательские исследования и дальше уже спроектировать интерфейс по этим задачам. 

Летим дальше. Алан Купер, тот самый, у которого я учился в Сан-Франциско. Итак, в своей книге «Inmates are running the asylum» или «Психбольница в руках пациентов. Аллен Купер выдвигает новый подход, который он назвал Goal-Directed Design. То есть дизайн, ориентированный на цели пользователей. И здесь немножко другая картина. То есть этот подход ставит пользователей в центр процесса проектирования, уделяет огромное внимание, пониманию, кто пользователи, какие у них цели, какие у них потребности. Ну и что про этот подход можно сказать? 

Цели — это мотивы для пользователя, и они должны описывать то, чего пользователи пытаются достичь. А задачи — это шаги, которые необходимы для достижения этих целей. Поэтому обе эти вещи, цели и задачи, важны при этом подходе. И это очень классный подход. Есть у нас схемка, как это выглядит, но мы немножко скакнем дальше, чтобы хоть что-то успеть. 

Значит, Ларри Константайн, тоже очень интересный эксперт, я с ним лично знаком, когда-то он приезжал на конференцию в Москву, мы там с ним познакомились. У него совершенно классный был подход в свое время, у него была книжка, если я ничего не ошибаюсь, «Искусство пасти котов». Это о том, как работать с программистами, но сам он всегда был не совсем программистом, а то, что называется проектировщиком интерфейсов, если он думал о том, как сделать продукты удобными, юзабельными. И он предложил agile usability, ну, это не совсем Agile, который мы понимаем сейчас, или это еще называлось Usage-Centered Design. 

О чем это речь? То есть это дизайн, ориентированный на использование. Это подход к дизайну пользовательского интерфейса, основанный на намерениях пользователя и шаблонах использования. Ну, такие вот интересные идейки, как можно упростить жизнь пользователя, используя эти шаблоны, да, и понимая намерения пользователей. Я сейчас даже глубже углубляться не буду, иначе мы ничего не успеем. 

Еще один из подходов — Activity-Centered Design, то есть дизайн, ориентированный на активности. Вот такая вот книжка замечательная от Джеральдин Гэй и Хеллен Хембрук, в которой они подробно описали этот дизайн, ориентированный на деятельность. То есть, человек также является местом, которое можно изучать областью, и если мы понимаем, что входит в эту деятельность, то мы можем автоматизировать эти процессы, ну и, соответственно, сделать дизайн, который будет учитывать эту деятельность. 

Глубже не пойдем, обзор процесса проектирования. Я думаю, это, наверное, последний топик, который мы сегодня успеем с вами рассмотреть в нашем кратком обзоре. Итак, что здесь есть? Тот обзор процесса проектирования, который применяем мы в своей компании, пользуемся им уже успешно много лет, создали целую кучу, более 150 продуктов, то есть цифровых продуктов, сайты, мобильные приложения, программы, и это работает. Это работает не только у нас, я также помогал налаживать процессы проектирования интерфейса в других компаниях, и там тоже это работает. 

Схема процесса проектирования пользовательских интерфейсов. UX-школа Артема Кузнецова

Схема процесса проектирования пользовательских интерфейсов. UX-школа Артема Кузнецова

Итак, у нас есть три, по сути, больших этапа. Это этап исследований, этап синтеза и этап авторского надзора. Именно в процессе проектирования интерфейса. Мы сейчас не говорим про весь процесс создания продукта, только проектирование интерфейса, то где UX-исследователи принимают активное участие. Значит, что здесь по этим этапам можно немножко пробежаться поподробнее. Давайте посмотрим. 

Значит, у нас есть внутреннее исследование, то есть мы общаемся с командой разработки и выясняем идею, цели проекта, какие есть возможности, технологии, библиотеки там для использования, ограничения технические, связанные со временем, еще с чем-то. Погружаемся в предмет, ну и узнаем, кто наши потенциальные пользователи. Что дальше? 

Мы проводим внешние исследования, те самые, которые проводят пользовательские исследователи, то есть вы. Мы проверяем гипотезы о характеристиках и об особенностях поведения пользователей, выясняем цели и задачи пользователей, выясняем контекст использования, обнаруживаем реальные факты, как пользователи в реальной жизни пользуются нашим цифровым продуктом или другими аналогичными продуктами и создаем словарь термина. 

Значит, здесь, на этом этапе мы отвечаем на такие вопросы, как какие у нас есть бизнес-цели, какие у нас есть функции, какие у нас есть ограничения, кто пользователи, цели и задачи пользователей и контекст использования, то есть в какой среде, в каком контексте применяется продукт. Инструменты и методы мы не успеем посмотреть, идем дальше. 

Следующий этап – анализ. На этапе анализа мы моделируем набор персонажей, то есть описываем персонажей, создаем набор контекстных сценариев, создаем модели движения артефактов, выявляем тенденции развития исследуемой области, куда все это будет развиваться, что будет далее, проводим конкурентный анализ и другие вещи делаем. Значит, что у нас далее? 

Концептуальное проектирование. Здесь мы описываем концепцию взаимодействия, определяем базовые элементы структуры интерфейса, создаем набор ключевых сценариев, описываем структуру цифрового продукта, сайта, мобильного приложения, создаем концептуальный макет и потом проверяем его проверочными сценариями, насколько все соответствует идее. 

Тут мы снова перескакиваем к следующему этапу, который называется детальное проектирование. Как вы догадались из названия, здесь мы уже создаем детальные макеты, используем дизайн-паттерны, проверяем детальные макеты проверочными сценариями, создаем интерактивный макет, если это необходимо, проводим изобильство тестирования макетов, создаем детальное описание интерфейса и взаимодействия, создаем стилевые руководства и прочую необходимую документацию. Ну и это еще не все. 

Мы перелетаем с вами дальше, в сопровождение разработки. И здесь у нас есть следующие этапы. Мы консультируем разработчиков, оптимизируем макеты, вносим коррективы при разработке, создаем промежуточные варианты дизайна с учетом сроков релиза. Если нам говорят, всю эту функциональность мы не будем реализовывать, надо чем-то ограничиться. Соответственно, мы должны очень хорошо подумать, что мы включим в продукт, как это будет в интерфейсе выглядеть и как это сделать. Проверяем интерфейсные тексты. 

И в конце поддержка внедрения. На этом этапе мы анализируем обратную связь от пользователей, проводим юзабилити-тестирование продукта, устраняем обнаруженные проблемы в интерфейсе, создаем документацию на последующую разработку. Такой бэклог, чего мы будем делать далее. Если кратко, то по этапам это все. И на сегодняшние 20 минут мы успели только это. 

Как вы видите, да, у нас есть множество тем, которые мы сегодня рассмотрим на нашем полном занятии. Вы совершенно четко можете почитать подробности про нашу школу, записаться и даже поучаствовать в сегодняшнем занятии в полном формате, который начнется через 10 минут. 

Ссылочку сейчас мой помощник скинет вам в чат, она также есть в телеграм-канале. Мы будем это и не только это разбирать более подробно, со всеми деталями, со всеми нюансами, для того чтобы вы хорошо поняли эту тему, чувствовали себя уверенно в основах, в базах, которые необходимы, в базовых знаниях, которые необходимы юзабилити исследователю, и спокойно могли потом на собеседовании, скажем так, блеснуть знаниями о том, что сказал Алан Купер или Дональд Норманд в тот момент, как это все происходило и как это все было. 

Ну что ж, на сегодня это всё. Желаю вам отличного настроения. Увидимся на следующем занятии. Желаю вам быть классными UX-исследователями, и пусть ваши продукты приносят пользу, удовольствие, радость всем, для кого они созданы. Всем пока, увидимся на следующем занятии. Присоединяйтесь к нашей UX-школе.

На этом мы завершаем первое занятие нашего мини-курса. Конечно в него вошли не все темы, которые мы проходим в нашей UX-школе. Ниже жирным выделены те темы, которые мы с вами разобрали в рамках нашего мини-курса, остальные доступны в полной версии занятия UX-школы.

Темы полного 1 занятия в UX-школе

  • Теория трех волн развития компьютерной индустрии
  • Эмоциональный дизайн и кансей-инжиниринг
  • Определения юзабилити и UX (10 шт.)
  • Критерии юзабилити
  • Что такое успешный цифровой продукт
  • История юзабилити и UX
  • Подходы и методологии в проектировании ПИ
  • Обзор процесса проектирования
  • Место UX-исследователя в команде разработки
  • Качества успешного UX-исследователя (soft & hard skills, чего хотят работодатели в мире)

Анонс занятия: https://youtu.be/aLldLMFewTI (5:50 мин)
Видеозапись краткой версии: https://youtu.be/fSsad7Lr7tU  (21:04 мин)

Все занятия мини-курса

Самые выгодные инвестиции – это инвестиции в своё развитие! Начните сегодня и завтра вы уже будете на совершенно новом уровне.

Как принять участие в занятиях UX-школы

Вариант 1 – Бесплатно

В нашей рассылке будет краткое изложение материала занятий типа конспекта с лекции, в котором можно будет узнать основную суть за 15-20 минут.

Плюсы:
– Кратко, требует мало времени
– Бесплатно

Минусы:
– Нет глубины
– Нет возможности задать вопросы куратору
– Без получения материалов: презентации, видеозаписи, дополнительные материалы (чеклисты, карты-знаний, схемы и пр.)
– Без закрепления материалов на практике (воркшопы)
– Без сертификата международного образца
– Без 2-х индивидуальных консультаций

Вариант 2 – Платно

Мы сделали несколько пакетов для платного участия в нашей UX-школе:

Пакет “Самостоятельное обучение” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике без проверки
– Сертификат по теории

Пакет “Обучение с обратной связью” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике с проверкой куратором
– Сертификат по теории
– Сертификат по практике
– Живые вебинары с ответами на ваши вопросы – 1 раз в 2 недели
– Общение в специальном чате группы (телеграмм)

И есть ещё пакет “Персонального обучения по индивидуальной программе“, в котором мы работаем с вами по вашему запросу и индивидуальному плану, где есть возможность уделить больше времени каким-то важным для вас темам, а какие-то пропустить, если вы их уже знаете. Тут будет возможность детально провести разбор домашнего задания, вместе сделать практические задания, подобрать и показать вам индивидуально какие-то примеры из проектов (кейсы), ответить на все ваши вопросы.

→ Выбирай удобный пакет и присоединяйся!
→ Можешь выбрать отдельные модули.

Полезные ссылки по теме

А также мы публикуем бесплатные материалы по теме обучения UX и юзабилити от экспертов международного уровня, материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ, предложения о сотрудничестве на нашем телеграм канале UX-школа от Ю-эксперт: https://t.me/ux_school

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами