Мини-курс по юзабилити-аудиту - 02 Психофизиологические особенности восприятия пользователей. Часть 2. - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Мини-курс по юзабилити-аудиту – 02 Психофизиологические особенности восприятия пользователей. Часть 2.

Продолжаем наш мини-курс по материалам нашего Курса по юзабилити-аудиту серии PRO, чтобы дать вам весь необходимый материал в сжатом виде. Сегодня я расскажу про психофизиологические особенности восприятия пользователей, связанные с памятью, мышлением и процессом взаимодействия между людьми. Когда разработчики сайтов, мобильных приложений и программ не учитывают эти особенности восприятия, они получают не только низкий уровень лояльности пользователей, но и точки снижения конверсии, когда пользователи уходят к продуктам конкурентов. Любой UX-специалист должен знать об этих особенностях восприятия!

Проверьте себя и ответьте на следующие вопросы:

  • Какие у нас есть виды памяти? Чем они отличаются друг от друга? Как это поможет сделать успешные интерфейсы?
  • О чём мы чаще всего думаем: о задачах или об инструментах?
  • Как звучит первый закон Стива Круга и почему он важен для UX?
  • Нужна ли нам структурированная информация? И если да, то для чего?
  • Какое место занимают логические заключения пользователей в проектировании цифровых продуктов?
  • Что такое закон Хика и как он может нам помочь?
  • Как выглядит цикл мышления?
  • Что такое моторные и когнитивные ограничения скорости восприятия?
  • Почему люди очеловечивают поведение сложных систем и как мы можем этим воспользоваться?

Да, если вы не знаете ответов на некоторые из этих вопросов, то вам точно нужно пройти это занятие!

Содержание занятия:

  • Особенности, связанные с памятью
  • Особенности, связанные с мышлением
  • Особенности, связанные с процессом взаимодействия между людьми

Наверное, вы слышали о том, что у нас есть разные виды памяти. У нас есть, как у компьютера, долговременная память, в которой хранится вся информация, которая только есть у нас в нашей голове. И есть кратковременная память. 

Особенности восприятия пользователей, связанные с памятью. UX-школа Артема Кузнецова.

Особенности восприятия пользователей, связанные с памятью. UX-школа Артема Кузнецова.

Их можно сравнить с двумя видами памяти компьютера. У компьютера есть жесткий диск и есть оперативная память, в которую загружаются текущие программы, текущие процессы. Как это ни удивительно и странно, но то же самое мы видим на примере и мышления человека. Что из этого следует? 

На самом деле из этого следуют очень важные вещи. Например, нам нужно знать такие особенности кратковременной памяти, как то, что в ней хранится немного информации. Слышали, наверное, про 7 плюс минус 2, не связанных по смыслу понятия. На полном занятии курса PRO поговорим о том, что совпадает с этим утверждением, что не совпадает. 

Мы еще можем хранить совершенно разные виды информации и от этого тоже зависят вот эти вот 7 плюс минус 2. Новые понятия могут вытеснять те, что у нас уже есть, и не могут, а так и делают. Долговременная память, с одной стороны, содержит весь наш жизненный опыт, но она склонна к ошибкам, зависит от впечатлений, содержит дерево ассоциаций, имеет индивидуальные особенности, и она предвзята. Вот об этом поподробнее поговорим на нашем полном занятии

Редко используемые знания трудно вспоминать. Пример, книги рецептов, проверочные листы для пилотов и так далее. То есть все это создается не просто так, а в этом есть определенный смысл. Значит, замещение происходит даже повторяемой информации. Видите “китовая акула” и запоминаете просто акулу. 

Также мы на полном занятии курса PRO проверим вашу кратковременную память. У нас будет тест. И на этом тесте вы прям сами увидите, как работает память, какие у нее есть особенности, что вы можете запоминать, а что нет, и почему. Я вам это объясню. 

Особенности восприятия пользователей, связанные с памятью. UX-школа Артема Кузнецова.

Особенности восприятия пользователей, связанные с памятью. UX-школа Артема Кузнецова.

Еще одна особенность. В отличие от компьютера, наша память не идеальна. Нам легче узнавать, выбирать из списка, чем вспоминать. Это действительно так. И мы с вами тоже об этом поподробнее поговорим на занятии. 

Чаще всего мы думаем о задачах, а не об инструментах для их выполнения. Это такая особенность, связанная с мышлением. Почему так происходит на самом деле? Задумайтесь и задайте себе этот вопрос. И вообще очень полезно размышлять на те темы, которые вам говорят как постулаты. Вот так оно и есть на самом деле. 

А вы задаете себе вопрос, а так ли это? Начните наблюдать. И я уверен, что вы заметите, что очень часто действительно, когда вы решаете какой-то вопрос, делаете что-то, вы задумываетесь о том, что вы хотите сделать, о вашей задаче, о ваших целях, а не о том, каким именно образом, при помощи чего это сделать. То есть ваша цель конечная, она вам более важна, чем способ ее достижения. Потому что способов на самом деле может быть много, они могут быть разные. 

Читать полностью

Это очень важно знать и понимать, потому что именно так думают пользователи, и именно это мы должны учитывать, когда проектируем цифровые продукты и когда мы анализируем цифровые продукты, например, проводим изобилити аудит, и должны понимать, где те разработчики, которые создали продукты, учли эти факторы, а где не учли, и как это влияет на продукты. То есть что произойдет, если они это не учли. Вот об этом мы тоже поговорим подробнее на полном занятии. 

Пример особенности мышления "Чаще всего мы думаем о задачах, а не об инструментах для их выполнения". UX-школа Артема Кузнецова.

Пример особенности мышления “Чаще всего мы думаем о задачах, а не об инструментах для их выполнения”. UX-школа Артема Кузнецова.

Здесь у нас будет примерчик, вот вы видите такие желтые картинки, это из интерфейса реального продукта. Я привожу пример, если это правило нарушается, то к чему это приводит, когда разработчики делают продукт на основе своей ментальной модели, а не ментальной модели пользователя, не учитывают вот эти факторы. 

Есть такой замечательный закон Стива Круга «Не заставляйте меня думать», который он описал в одноименной книге. Помимо того, что это кратко и лаконично выражает суть такого намерения пользователя при взаимодействии с сайтом. Ну, если это только не какая-нибудь игра, квест, загадка, где мы, наоборот, хотим подумать, порешать задачки какие-то. Если это обычный интерфейс интернет-магазина, сайта коммерческих услуг, там, не знаю, какой-то сайт-визитка и так далее, тому подобное, да. 

То есть на таких сайтах мы не хотим, чтобы нас заставляли думать. Вот. Но помимо того, что это первый закон Стива Круга, это еще и классный инструмент для того, чтобы анализировать, опять же, интерфейсы и видеть, где мы пользователя заставляем думать. На нашем полном занятии мы поговорим о том, почему это так, почему заставлять думать пользователя это плохо с точки зрения, опять же, использования наших интерфейсов, да, и почему наш мозг устроен таким образом, что он не любит напрягаться, да, и совершать какие-то лишние действия, на которые нужно тратить энергию. Вот об этом мы тоже подробно поговорим. Далее. 

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

Есть следующая особенность, связанная с мышлением. Мы ищем, используем и навязываем структуру всему. Это такая особенность нашего мышления, да. То есть мы привыкли к тому, что информация, которая структурирована, она воспринимается быстрее и легче просто в разы. И вот об этом мы тоже поподробнее поговорим. Посмотрим примеры структурированной и не структурированной информации. 

Ваше собственное восприятие является лучшим проверочным таким тестом, таким проверочным способом проверки этих законов, потому что вы тоже человек, вы тоже пользователь, и я вам покажу примеры, на которых вы на себе убедитесь в том, что это работает. Идем дальше. 

Следующая особенность. Мы не любим догадываться и делать логические умозаключения. Это снова про то, что мы любим догадываться и делать логические умозаключения, когда мы играем, когда мы хотим провести побольше времени там, где-то в каком-то приятном для себя процессе, да, ну, то есть, по сути, это некое такое вот наше осознанное действие на то, чтобы напрячь мозг, да, там, почитать детектив, поиграть в игру, поразгадывать загадки и логические умозаключения играют злую шутку. 

И это тоже хорошо видно на примере. Я вам покажу примеры и расскажу об этом поподробнее на занятии курса PRO, где будет прямо видно, что это очень сильно затрудняет наше восприятие и каким негативным последствиям это приводит. Да, здесь у нас еще есть такая картинка с Шерлоком Холмсом, и вы тоже поймете, к чему она. 

Закон Хика. UX-школа Артема Кузнецова.

Закон Хика. UX-школа Артема Кузнецова.

Есть еще закон Хика, такой очень интересный закон, который говорит про варианты выбора, то есть про варианты выбора, сколько их должно быть, почему определенное количество вариантов выбора – это хорошо, а другое – это плохо, как это взаимосвязано с работой мозга. Об этом мы тоже поговорим. 

Далее, цикл мышления. Вот как раз, что такое цикл мышления. Я задавал вначале вопрос. А цикл мышления у нас такой – цель, действие, оценка результата. Если мы учитываем цикл мышления, наш продукт помогает пользователю естественным образом продвигаться к его целям. Если мы не учитываем, пользователь в шоке, теряет контакт с нашим продуктом, не понимает, что происходит, не знает, приближается ли он к решению своей цели или нет, и у него возникают проблемы. Вот как учитывать этот цикл мышления при проектировании продуктов и при анализе интерфейсов во время аудита? Вот об этом мы поподробнее поговорим. 

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

Да, есть еще одна особенность. Мы обучаемся быстрее, если нам знаком словарь, он составлен и применяется единообразно. Опять же, на примерах я покажу, как вот это вот отсутствие единообразия в используемых терминах нарушает восприятие пользователей, приводит их к ошибкам и к тому, что они не могут до конца дойти тот сценарий или те действия, которые от них ожидают создатели сайта, разработчики. Да, и будет пример этого взаимодействия, такой прямо ролик, где вы это увидите и поймете, почему это так работает. 

А еще есть такая очень интересная фраза – у нас есть моторные и когнитивные ограничения скорости восприятия. Та-дам! О чем это так интересно звучит? Моторные и когнитивные ограничения скорости восприятия. Речь идет о том, что у нас есть определенные ожидания о том, как в этом физическом мире мы воспринимаем взаимодействие или какие-то законы физики, взаимодействие между объектами, взаимодействие при общении с предметами физического мира, с людьми. Вот об этих особенностях мы как раз подробнее и поговорим. 

Например, я приведу вам пример. У нас есть ожидание, что нормальная пауза в разговоре это где-то порядка 0,1 секунда. Если это больше, то нам кажется, что наш собеседник зависает, думает о чем-то своем. Если еще больше, мы думаем, что-то не в порядке с этим человеком, он явно там, ну, какой-то такой не совсем нормальный. И почему нам это важно знать? Причем здесь вот эти вот какие-то ожидания, да, от взаимодействия, от общения, эти 0,1 секунда порядка. 

А речь идет о том, что когда мы проектируем программы, веб-сайты, приложения, они должны вести себя как люди, которые взаимодействуют с другими людьми. Люди ожидают взаимодействия с цифровыми продуктами как с другими разумными существами, потому что это сложное устройство. 

Есть такое свойство антропоморфизм, когда мы придаем каким-то сложным системам свойство человека. Как будто бы это человек, и мы с ним взаимодействуем. Ну, мы так ожидаем, так устроена наша психика. И вот в данном случае, если программа, приложение начинает подтормаживать, зависать, а порой достаточно существенно,ной мы там поговорим про другие тоже ожидания взаимодействия не только это 0,1 секунда, там есть другие цифровые показатели. 

Вот и если она не ведет себя с нашей точки зрения неадекватно у нас опять же возникает то же самое ощущение может быть с ней что-то не в порядке может быть она сломалась может быть она вообще не работает. Ну и когда речь идет о сайте, например, то люди сталкиваясь с таким неадекватным поведением сайта просто закрывают его и переходят на следующий сайт конкурента. То есть это точно будет точкой снижения конверсии. Когда мы будем проводить с вами аудит, мы должны это учитывать. 

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

Особенности восприятия пользователей, связанные с мышлением. UX-школа Артема Кузнецова.

И вот следующее, о котором я уже рассказал, у нас есть особенность очеловечивания поведения сложных систем. То есть, мы при этом еще ожидаем, что эти сложные системы, программы, приложения, веб-сайты будут вести себя как люди. Они будут толерантными, у них будет многовариантность восприятия информации, они будут запоминать и повторно использовать передаваемую нами информацию. Вот об этом во всем, конечно же, в самых детальных подробностях мы поговорим на нашем полном занятии. 

Важно учитывать психофизиологические особенности восприятия людей. Я начинал свою карьеру как программист, который писал интерфейсы, создавал интерфейсы. И незнание некоторых из этих особенностей, этих законов, приводило к ошибкам, которые приходилось выявлять, читать отзывы в службе поддержки о том, что есть какие-то проблемы с нашими продуктами. 

Я работал и в софтверной компании, где мы программы разрабатывали, и это была компания Acronis, и в компании, которая разрабатывала веб-интерфейсы, веб-сервисы, это компания Яндекс. И потом консультировал уже очень много других компаний. И могу сказать, что я никогда не пожалел о том, что в свое время пошел и обучился на психолога. Я изучил именно те аспекты, которые связаны с психофизиологическими особенностями восприятия людей, то есть как люди воспринимают информацию. 

Это очень мне пригодилось, почему я и создал такой курс, и рассказываю об этом вам, потому что эта информация, она является базисом, на котором основывается и анализ пользовательских интерфейсов, и проектирование хороших, успешных продуктов, в которых люди не будут зависать, в которых будут находить нужную информацию, да, и которые будут доставлять радость пользователям, ну и, как следствие, радость всем создателям этих продуктов. 

Так что рекомендую обязательно посмотреть и этот видеоролик, и текст почитать. У нас здесь внизу будет транскрипт, да, то есть ссылочка на полный транскрипт со слайдами из этой презентации. И пройти полное занятие по всем психофизиологическим особенностям восприятия, которые вам в карьере абсолютно точно пригодятся. 

Хорошего всем дня! Увидимся. Пока-пока. 

На этом мы завершаем занятие нашего мини-курса. Конечно в него вошли не все материалы, которые мы проходим на полном Курсе по юзабилити-аудиту серии PRO.

Видеозапись краткой версии: https://youtu.be/N3HSMHA1LzU (16:45)

Все занятия мини-курса

Самые выгодные инвестиции – это инвестиции в своё развитие! Начните сегодня и завтра вы уже будете на совершенно новом уровне.

Как принять участие в занятиях курса по юзабилити-аудиту серии PRO

Вариант 1 – Бесплатно

В нашей рассылке будет краткое изложение материала занятий типа конспекта с лекции, в котором можно будет узнать основную суть за 15-20 минут.

Плюсы:
– Кратко, требует мало времени
– Бесплатно

Минусы:
– Нет глубины
– Нет возможности задать вопросы куратору
– Без получения материалов: презентации, видеозаписи, дополнительные материалы (чеклисты, карты-знаний, схемы и пр.)
– Без закрепления материалов на практике (воркшопы)
– Без сертификата международного образца
– Без 2-х индивидуальных консультаций

Вариант 2 – Платно

Мы сделали несколько пакетов для платного обучения на нашем курсе по юзабилити-аудиту:

Пакет “Самостоятельное обучение” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике без проверки
– Сертификат по теории

Пакет “Обучение с обратной связью” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике с проверкой куратором
– Сертификат по теории
– Сертификат по практике
– Живые вебинары с ответами на ваши вопросы – 1 раз в 2 недели
– Общение в специальном чате группы (телеграмм)

И есть ещё пакет “Персонального обучения по индивидуальной программе“, в котором мы работаем с вами по вашему запросу и индивидуальному плану, где есть возможность уделить больше времени каким-то важным для вас темам, а какие-то пропустить, если вы их уже знаете. Тут будет возможность детально провести разбор домашнего задания, вместе сделать практические задания, подобрать и показать вам индивидуально какие-то примеры из проектов (кейсы), ответить на все ваши вопросы.

→ Выбирай удобный пакет и присоединяйся!

Полезные ссылки по теме

А также мы публикуем бесплатные материалы по теме обучения UX и юзабилити от экспертов международного уровня, материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ, предложения о сотрудничестве на нашем телеграм канале UX-школа от Ю-эксперт: https://t.me/ux_school

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами