Мини-курс по юзабилити-аудиту - 01 Психофизиологические особенности восприятия пользователей. Часть 1. - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Мини-курс по юзабилити-аудиту – 01 Психофизиологические особенности восприятия пользователей. Часть 1.

Мы решили сделать мини-курс по материалам нашего Курса по юзабилити-аудиту серии PRO, чтобы дать вам весь необходимый материал в сжатом виде. Умение оценивать качество пользовательских интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и программ входит в ТОП-10 навыков UX-исследователя и UX-дизайнера.

Содержание занятия:

  • Что такое успешный цифровой продукт
  • Психофизиологические особенности восприятия человека
  • Виды особенностей восприятия
  • Принципы гештальта
  • Особенности, связанные со зрением, видением, распознаванием и вниманием

Привет, друзья! Мы решили сделать мини-курс по основным темам нашего большого курса, который называется “Курс по юзабилити-аудиту серии Pro”, то есть Professional, да, для тех, кто хочет глубоко погрузиться в тему и хорошо разобраться с данным вопросом. 

Для чего же нужно с этим вопросом разбираться? На самом деле знание и умение проводить юзабилити аудит, а по-другому это – оценивать качество интерфейса мобильного приложения, веб-сайта, программы, информационного киоска, любого цифрового продукта, так вот, это умение входит в ТОП-10 навыков, которыми должен обладать UX-исследователь. Это подтверждают данные нашего исследования 126 вакансий, которые мы проводили на сайте HH в этом году.

Без этого навыка вам будет сложно понять какие интерфейсы “хорошие”, а какие “плохие” для пользователей, сложно сравнивать с конкурентами, делать какие-то выводы, то есть необходимо, этот навык нарабатывать. 

И с одной стороны, некоторые специалисты говорят, что у вас появится этот опыт, когда вы просмотрите сотни интерфейсов, сделаете сами, может быть, спроектируете десятки интерфейсов, и у вас появится этот навык. Но на самом деле можно ускориться и гораздо быстрее получить тот же результат, если вы пройдете правильное обучение, изучите правильные темы, по которым вы сможете понимать, какой интерфейс хороший, какой плохой и почему. 

Ну и самое главное – важно уметь аргументированно потом объяснить это и членам команды разработки, и заказчику. 

Сегодня у нас первое занятие мини-курса, которое называется «Психофизиологические особенности восприятия пользователей». Это, собственно говоря, как раз-таки тот самый базис, на одном из которых базируется хороший юзабилити-аудит. Как вот Земля стоит на 3 китах, так можно сказать, что юзабилити-аудит, правильный хороший аудит, он базируется на нескольких таких базовых вещах, одна из которых – это знание психофизиологических особенностей восприятия человека.

Если вы знаете как люди воспринимают цвет, форму, как работает мышление и память, то вы сможете понять какие пользовательские интерфейсы будут восприниматься людьми хорошо, а какие будут вызывать сложности для восприятия и взаимодействия с ними. Это связано с тем, что у людей есть особенности восприятия. Вот об этих особенностях восприятия мы сегодня с вами и поговорим. 

Читать полностью

Мы сейчас пролистаем с вами, собственно говоря, содержание нашего полного урока, который есть в самом курсе PRO. Конечно, мы не сможем пройти весь материал, так как это мини-курс. Мы будем какие-то основные вещи выхватывать, чтобы вы понимали и знали, из чего же состоит весь курс, что вам, в принципе, нужно знать, то есть какова карта знаний, которые у вас должны быть по этой теме. 

Итак, что такое успешный продукт? 

Успешный продукт не только востребован на рынке и при этом не только выполняет свое функциональное назначение, но и доставляет пользователю удовольствие в такой степени, что тот начинает рекомендовать его своим друзьям и знакомым.

То есть включается сарафанное радио. Это именно то, чего хотят буквально все владельцы этих продуктов, разработчики продуктов, чтобы люди сами становились рекламными агентами и продукты рекламировали, говорили, вот, есть такой классный сайт или такое мобильное приложение. И чтобы это все было искренне, чтобы это все было не за деньги, чтобы людям действительно нравились эти продукты. 

Как же этого добиться? Как получить такой эффект? На самом деле успешный продукт создается на стыке трех сфер. Это бизнес, технологии и пользователи. Вот сейчас покажем, вот здесь вот на стыке создается успешный продукт. И за каждую из этих сфер должны отвечать отдельные люди. 

Сферы интересов при создании успешного цифрового продукта. UX-школа Артема Кузнецова.

Сферы интересов при создании успешного цифрового продукта. UX-школа Артема Кузнецова.

То есть за бизнес-интересы отвечает адвокат бизнеса, это должен быть один человек. За технологии должны отвечать разработчики. Какие технологии выбрать, как их правильно применить и так далее. Что мы можем сделать, что мы не можем сделать. А вот за пользователей тоже должны отвечать отдельные люди за интересы пользователей, такие адвокаты-пользователи, да, то есть я думаю, что, друзья, это вы и есть те люди, которые заинтересованы в том, чтобы продукт был простым, понятным, удобным для конечных пользователей. 

Соответственно, вот эти три сферы, за каждую из них должен отвечать отдельный человек, и только на таком вот пересечении этих интересов, на стыке, вот в серединке, да, появляется успешный продукт, когда все эти интересы учтены равномерно, то есть все это учитывается при создании продукта. 

Успешный продукт создаёт у пользователя позитивный опыт.

Для создания этого позитивного опыта необходимо учитывать, как я уже сказал, во-первых, особенности восприятия человека и его ожидания от взаимодействия с продуктом. 

Пример юзабилити-аудита туристического сайта. UX-школа Артема Кузнецова.

Пример юзабилити-аудита туристического сайта. UX-школа Артема Кузнецова.

Вот тут пример с туристическим сайтом. Но мы сейчас не будем его запускать, потому что это затратно по времени. Я просто скажу, что это такой разбор сайта туристического, где человек может купить путевку. И мы показываем на примере, как возникают какие сложности у человека при взаимодействии с этим сайтом, какие мысли возникают. И видно сразу, что у человека есть определенные ожидания, которые не исполняются, и определенные последовательности действий, которые человек думает, что вот она приведет его к цели, и она тоже не приводит его к цели. 

И вот это как раз-таки такой типичный пример, когда улучшение юзабилити характеристик сайта могло бы привести к повышению конверсии. И наоборот, не улучшение приводит к снижению конверсии. 

Виды психофизиологических особенностей восприятия. UX-школа Артема Кузнецова.

Виды психофизиологических особенностей восприятия. UX-школа Артема Кузнецова.

Так, собственно, а вот и виды особенностей восприятия.

И первая особенность, связанная со зрением, видением, распознаванием и вниманием – Наше видение настроено на восприятие структур. Здесь есть такой закон, который называется законом хорошего гештальта, провозглашенный Мецгером в 41 году, который гласит, что наше сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятия воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось. 

Вообще о чем это, зачем нам это нужно знать? Нам это нужно знать для того, чтобы мы могли создавать законченные формы, которые воспринимаются человеком как наиболее благоприятные. И для этого нам понадобится еще одно определение. Это гештальт. 

Гештальт – это форма, образ, структура, пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. 

Последнее на сегодня определение, чтобы не грузить вас, это прегнантность. Есть еще такое прегнанс содержательный, богатый такое определение. Это одно из ключевых понятий гештальт-психологии, означающих завершенную группу объектов

Гештальт принципы группировки элементов. UX-школа Артема Кузнецова.

Гештальт принципы группировки элементов. UX-школа Артема Кузнецова.

И вот эти принципы группировки – это близость, схожесть, неразрывность, целостность, симметрия, общее действие фигуров. потому что это занимает много времени. 

Далее следует принцип «мы воспринимаем то, что ожидаем». В этом принципе мы рассматриваем, что на наше восприятие также влияют наши цели, контекст, наш предыдущий опыт, и показываем это на примерах. Здесь у нас будет видеоролик для примера, да, там будет пример с картами, где посмотрите на эти картинки, да, то есть где у нас пики, червы, как они выглядят. 

Пример ошибки восприятия. UX-школа Артема Кузнецова.

Пример ошибки восприятия. UX-школа Артема Кузнецова.

От наших ожиданий зависит то, что мы воспринимаем. В данном случае наше сознание обманывается цветом этих карт, хотя форма-то у них другая. Здесь будут еще примеры других принципов, например, чтение и распознавание образцов. Будет пример с оптическими иллюзиями. 

Мы расскажем о том, что наше видение оно оптимизировано для того, чтобы воспринимать контраст границы и разные уровни яркости цвета, и от этого зависит наше восприятие. Покажем это на примере карты одной, где часть информации просто пропадает, потому что наше восприятие так устроено, что если цвета будут очень мало отличаться друг от друга по насыщенности, то есть по тону, то мы просто не будем видеть эти цвета. 

Устройство глаза для понимания принципа "Наше периферийное зрение ограничено". UX-школа Артема Кузнецова.

Устройство глаза для понимания принципа “Наше периферийное зрение ограничено”. UX-школа Артема Кузнецова.

Дальше мы поговорим о том, что наше периферийное зрение ограничено. Это очень важный принцип, потому что очень часто разработчики думают, что человек видит весь экран, да, то есть на самом деле мы видим только определенное пятно, это связано со строением нашего глаза. И здесь мы тоже об этом подробнее поговорим, о том, как устроен наш глаз, почему мы видим не все, а только часть информации на экране четко, остальное как бы расплывается. Какая это сфера, эта область, где у нас четкое восприятие и как быть при проектировании интерфейсов и при анализе интерфейсов, в частности, вот как раз-таки при юзабилити-аудите, чтобы учитывать, вот этот принцип нашего восприятия. 

Мы видим не все, мы видим только то, куда устремлен наш глаз в определенном таком диапазоне. Вот что это за диапазон, и как нам этим воспользоваться? Об этом мы поподробнее поговорим на полном занятии курса PRO. 

Так, что еще у нас здесь есть такое интересное? У нас есть еще принцип, что наше внимание ограничено. И здесь мы поговорим о том, что у нас есть фокус локуса внимания. То есть мы можем целенаправленно сфокусировать наше внимание на каком-либо одном локусе. То есть получается фокусировать – это действие, а локус – это место. И мы не можем полностью управлять содержанием локуса нашего внимания. То есть то, что попадает в наше внимание, вот это место, да, то есть какие-то неожиданные звуки, хлопки, еще что-то тут же перемещает наше внимание куда-то, и мы уже рассеиваем внимание и смотрим в какую-то другую сторону. 

У нас будет классный тест на внимание, где прямо вы на себе почувствуете, каким образом работает ваше внимание, и вы удивитесь, что вы не заметите большой объект, который занимает полэкрана, но тем не менее вы его не заметите в этом тесте, потому что ваше внимание будет отвлечено на что-то другое. 

Еще скажем, что наше внимание может быть одновременно сфокусировано только на одном предмете действии или мысли и разберем это поподробнее. И есть какие-то исключения мы о них тоже поговорим. 

И еще, в заключении, у нас будет такой очень важный раздел – Формирование привычки. Джефф Раскин, один из известных юзабилити-экспертов, в свое время сказал, что человек не может избежать формирования автоматических реакций. Эта невозможность не зависит от повторения. Никаким количеством повторений нельзя научиться не формировать привычки при регулярном использовании того или иного интерфейса. Формирование привычек является неотъемлемой частью нашего ментального аппарата, его невозможно остановить волевым действием. 

Но что из этого следует? А следует то, что мы можем использовать эту особенность нашего восприятия, и использовать ее позитивно. Хотя мы как раз посмотрим на примеры, когда данный принцип не используется, и что из этого, какие негативные следствия из этого происходят. Вот. 

Это вкратце все по нашему первому занятию, которое длится там больше часа, да, то есть мы все там подробно разбираем, все эти вещи. Поэтому я настоятельно рекомендую приходить на наше полное занятие. 

Наши полные занятия проходят на нашем курсе, это серия из 15 занятий, где все подробно разбирается с примерами, с тестовыми заданиями. По каждому теоретическому занятию можно выполнить тест, по каждому практическому занятию можно сделать воркшоп, поделать что-то своими руками. 

Ну и в конце курса, вы уже будете способны сами качественно проводить аудит и обоснованно, аргументированно показывать людям, себе, заказчикам, членам команды разработки, другим людям, что хорошо, что плохо в интерфейсе и почему. 

Наше первое занятие было посвящено психофизиологическим особенностям восприятия пользователей, связанным со зрением, видением, распознаванием и вниманием. И вот на втором занятии мы посмотрим на другие психофизиологические особенности восприятия пользователей. Всем хорошего дня. Пока! Увидимся на следующем занятии.

На этом мы завершаем занятие нашего мини-курса. Конечно в него вошли не все материалы, которые мы проходим на полном Курсе по юзабилити-аудиту серии PRO.

Видеозапись краткой версии: https://youtu.be/ohjbNXl0N20 (15:16)

Все занятия мини-курса

Самые выгодные инвестиции – это инвестиции в своё развитие! Начните сегодня и завтра вы уже будете на совершенно новом уровне.

Как принять участие в занятиях курса по юзабилити-аудиту серии PRO

Вариант 1 – Бесплатно

В нашей рассылке будет краткое изложение материала занятий типа конспекта с лекции, в котором можно будет узнать основную суть за 15-20 минут.

Плюсы:
– Кратко, требует мало времени
– Бесплатно

Минусы:
– Нет глубины
– Нет возможности задать вопросы куратору
– Без получения материалов: презентации, видеозаписи, дополнительные материалы (чеклисты, карты-знаний, схемы и пр.)
– Без закрепления материалов на практике (воркшопы)
– Без сертификата международного образца
– Без 2-х индивидуальных консультаций

Вариант 2 – Платно

Мы сделали несколько пакетов для платного обучения на нашем курсе по юзабилити-аудиту:

Пакет “Самостоятельное обучение” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике без проверки
– Сертификат по теории

Пакет “Обучение с обратной связью” 
– Презентации + видеозаписи уроков
– Домашние задания по теории с автоматизированным тестом
– Домашние задания по практике с проверкой куратором
– Сертификат по теории
– Сертификат по практике
– Живые вебинары с ответами на ваши вопросы – 1 раз в 2 недели
– Общение в специальном чате группы (телеграмм)

И есть ещё пакет “Персонального обучения по индивидуальной программе“, в котором мы работаем с вами по вашему запросу и индивидуальному плану, где есть возможность уделить больше времени каким-то важным для вас темам, а какие-то пропустить, если вы их уже знаете. Тут будет возможность детально провести разбор домашнего задания, вместе сделать практические задания, подобрать и показать вам индивидуально какие-то примеры из проектов (кейсы), ответить на все ваши вопросы.

→ Выбирай удобный пакет и присоединяйся!

Полезные ссылки по теме

А также мы публикуем бесплатные материалы по теме обучения UX и юзабилити от экспертов международного уровня, материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ, предложения о сотрудничестве на нашем телеграм канале UX-школа от Ю-эксперт: https://t.me/ux_school

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами