Базовый принцип №8. Проектируйте “отзывчивые” цифровые продукты. Могут быть очень производительные, но не отзывчивые сайты, мобильные приложения и программы, а могут быть очень отзывчивые, но не очень производительные. Отзывчивые цифровые продукты поддерживают связь с пользователем всегда, даже в тех случаях, когда не могут сразу исполнить запрос пользователя. Они обеспечивают обратную связь, которая говорит о том, что происходит, что будет происходить и упорядочивают эту информацию в соответствии с человеческим восприятием, моторными и когнитивными ограничениями.
Отзывчивость цифрового продукта имеет отношение к производительности, но это не одно и то же. Производительность можно измерить в количестве выполняемых операций за единицу времени. Отзывчивость цифрового продута можно измерить степенью соответствия с ожидаемым пользователем временем выполнения операции и, в конечном счете, в виде удовлетворённости пользователя. Именно поэтому мы используем такую метрику при проведении юзабилити-тестирований. (Подробнее разбираем на нашей летней UX-школе).
Скорость реакции программы должна быть адекватной человеческому восприятию, моторным и когнитивным ограничениям. Это:
- 0,1 сек – нажатие кнопки, отображение индикатора занятости цифрового продукта
- 1 сек – показываем индикатор выполнения операции, открытие окна, завершение операций, запущенных без ведома пользователя
- 10 сек – завершение одного шага задачи (Мастер), завершение ввода данных для операции (например “Печать”)
Сохраняйте контакт с пользователем и не заставляйте его ждать попусту.
В чем может выражаться неотзывчивость цифровых продуктов?
Например, замедленная обратная связь при нажатии кнопки, перемещении полосы прокрутки или манипуляции с объектом; длительная операция, которая блокирует все другие действия в программе и которую нельзя отменить; отсутствие информации о том, сколько времени займёт операция; дергающаяся анимация, которую трудно понять; игнорирование действий пользователя в то время, когда программа выполняет какие-то свои внутренние операции и т.д.
Чтобы пользователи ощутили отзывчивость цифрового продукта, нужно:
- Подтверждать реакцию на действия пользователя сразу, даже если подготовка ответа на эти действия может занять время
- Показывать пользователю, когда цифровой продукт занят выполнением операций, а когда свободен
- Позволять пользователю совершать другие действия, пока он ждёт завершения некоторой операции
- Делать плавную анимацию перемещений на экране
- Позволять отмену длительных операций
- Дать возможность пользователю оценить длительность операции
- Дать возможность пользователю продолжить работу во время выполнения длительной операции
В предыдущих статьях мы уже рассказали про…
Базовые принципы детального проектирования:
- №1. Фокусируйтесь на пользователях и их задачах, а не на технологиях.
- №2. Продумывайте сначала концепции, а потом их представления.
- №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя.
- №4. Проектируйте для основных/базовых случаев.
- №5. Не уводите пользователей в сторону от их целей.
- №6. Облегчите изучение цифрового продукта пользователем.
- №7. Предоставляйте информацию, а не просто данные.
Полезные ссылки по теме:
- UX-школа Артема Кузнецова – обучаем за 3 месяца всем основным методам UX-исследований, теория и практика, международный сертификат.
- Телеграм канал “UX-школа Ю-эксперт” – бесплатные материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ.
- Курс по юзабилити-аудиту – обучаем проводить юзабилити-аудит на самом высоком уровне и уверенно и аргументированно представлять его результаты Заказчику.
- UX-стажировка в компании Ю-эксперт – бесплатная практика в реальных проектах под руководством опытных специалистов.
Интересно, а вы применяете базовые принципы детального проектирования для своих сайтов и мобильных приложений? Предлагаем проверить это прямо сейчас! → Узнайте больше о том, что такое юзабилити-экспертиза, и какую пользу она может дать вашему проекту