Uexpert – авторский проект Артёма Кузнецова
  Главная
  Новости
  О проекте
    Концепция
    Об авторе
    Наши преимущества
  Услуги
    Хотите попробовать?
    Оптимизация продуктов
    Оптимизация бизнеса
  Тренинги
    Список тренингов
    Организация и оплата
    Выпускникам
    Записаться
  Вебинары
  Ю-ревью
Статьи и доклады
  Рассылка
    Подписка
    Архив рассылки
  Ответы на вопросы (FAQ)
  Словарь терминов
+7 (909) 952-13-13
info@uexpert.ru
 
 
Статьи и доклады

 
  Ответы на вопросы журнала CNews
10 августа 2009г.

Список вопросов:

  1. Как вы можете оценить текущее состояние развития мирового и российского рынков usability?
  2. Каковы на сегодняшний день объемы мирового и российского рынков usability?
  3. Какие компании являются основными игроками в мире и в России?
  4. Как повлиял кризис на развитие рынка?
  5. Каковы на сегодняшний день основные методики и решения usability? Какие пользуются наибольшим спросом?
  6. Какие компании выступают основными заказчиками услуг?
  7. Существуют ли в этой области какие-либо стандарты?
  8. Какими вы видите ближайшие перспективы развития рынка?

 
 

1) Как вы можете оценить текущее состояние развития мирового и российского рынков usability?

На западе рынок юзабилити более развит вцелом. При этом сейчас идет большой рост, вложения в юзабилити окупаются с большой эффективностью. В России эта сфера находятся пока в стадии становления: с одной стороны, рынок еще не насыщен юзабилити-услугами, с другой стороны и сам рынок еще не сформирован, потенциальные заказчики еще не знают об этом инструменте повышения эффективности своего бизнеса.

2) Каковы на сегодняшний день объемы мирового и российского рынков usability?

Я не занимаюсь экономическим анализом, поэтому не могу привести данных в денежном выражении. Однако хочу отметить, что потенциальными заказчиками могут быть фирмы и проекты, как с большими бюджетами, так и с относительно скромными, поскольку ассортимент услуг, предлагаемых профессионалами, весьма разнообразен.

3) Какие компании являются основными игроками в мире и в России?

Пожалуй, в этой сфере нет такого устоявшегося понятия «основной игрок». Тех, кто оказывает юзабилити-услуги, можно оценивать по разным критериям — по качеству работы, по количеству заказов, по популярности в СМИ, по видам услуг, по стажу присутствия в этом бизнесе, по личному вкладу в развитие юзабилити – есть лидеры, создающие новые методики, остальные их применяют. Для меня лично интересно отметить, что самые известные западные специалисты, «отцы-основатели юзабилити», работают (или длительное время работали) как независимые консультанты, не создавая собственных фирм. Я также выбрал для себя эту форму взаимодействия с заказчиками. Большинство же существующих на сегодня в России «первых ласточек» — это компании, возглавляемые более опытными специалистами, при этом непосредственным выполнением услуг в большинстве случаев занимаются начинающие.

Мировых «звезд» много, к примеру — это:

  • Алан Купер, специалист с огромным стажем, автор таких известных методик, как «целе-ориентированное проектирование, метод персонажей.
  • Якоб Нильсен, в последние годы работающий в компании «Nilsen Norman Group», фактически являющейся сообществом отцов-основателей юзабилити, профессионалов с более чем 30-летним стажем, авторов ряда методик.
  • Джефф Джонсон — яркий эксперт в оценке и проектировании.
  • Рольф Молек — крупнейший специалист по юзабилити-тестированию.

В России пока нет компаний, предлагающих юзабилити-услуги на таком высоком уровне.

4) Как повлиял кризис на развитие рынка?

Компании стали более заинтересованы в том, чтобы повысить конкурентные качества своих продуктов, соответственно повысился интерес к юзабилити-услугам. На мой взгляд, спада в сфере юзабилити-услуг не произошло, имеет место равномерный рост.

5) Каковы на сегодняшний день основные методики и решения usability? Какие пользуются наибольшим спросом?

Виды применяемых методик не сильно изменились со времен основания отрасли юзабилити, поскольку сама отрасль относительно молодая, а также потому, что существующие методики ее столь фундаментальны, что не подвержены «моде» или влиянию времени. Если приводить примеры, то в первую очередь я назову полевые (или этнографические) исследования — наблюдения за деятельностью пользователей в их естественной среде, юзабилити-экспертизу, юзабилити-тестирование, интервью, анкетирование, создание базовых контекстных сценариев, создание диаграммы пользовательской активности, синтез персонажей, макетирование, создание интерактивных прототипов, создание стилевых руководств и стандартов.

О «наибольшем спросе» на какие-то определенные методики в России говорить не вполне корректно, по причине уже упоминавшейся ранее — отсутствие сформированного рынка спроса и предложений. Многие фирмы — потенциальные заказчики — еще не знают о самой возможности проектирования эффективного взаимодействия с пользователем, где уж тут говорить о предпочтениях заказчиков в выборе тех или иных методик?! Кроме того, на основной результат юзабилити-услуг — «повышение удобства использования» — направлены все виды методик, поэтому в определенной мере на «спрос» заказчика может повлиять и тот, кто оказывает соответствующие услуги, рекомендуя заказчику выбрать то, что заинтересован сделать именно он.

Повсеместное внедрение коротких циклов разработки приводит к тому, что достаточно искушенные заказчики выбирают методы, приносящие результаты за короткий срок, то есть, к примеру, предпочтение отдается интервью, а не анкетированию, да и вообще качественные методы все более преобладают перед количественными. (Качественные методы позволяют получить ответы на вопросы «почему», то есть узнать выводы. Количественные метода отвечают на вопросы «сколько раз, сколько времени» — например, сколько кликов должен сделать пользователь, чтобы попасть в раздел «заказать», сколько времени требуется, чтобы найти определенную информацию, сколько ошибок совершает пользователь при определенной операции, сколько посетителей уходят, не совершив покупки, и т.п.).

Для небольших проектов наиболее эффективным будет вложение денег в экспертную оценку, для средних — в концептуальное проектирование на основе пользовательских исследований, для крупных проектов полностью оправдывает себя весь комплекс работ по проектированию эффективного взаимодействия с пользователями, включая авторский надзор за технической реализацией.

6) Какие компании выступают основными заказчиками услуг?

На текущий момент заказчиков можно поделить на две категории: Первая — компании, которые осознают необходимость ю-услуг для своего бизнеса, понимают выгоду от вложений в это. Вторая категория — компании, которые вынужденно пришли к необходимости учета интересов пользователей под давлением многочисленных жалоб клиентов, бесконечных обращений в службу поддержки.

Если говорить об отраслевой специфике заказчиков, то из «softwear-ных» компаний пока к услугам по проектированию эффективного взаимодействия прибегают лишь крупные, мелкие еще не дошли до этого. А из web-проектов юзабилити-услуги уже заказывают не только крупные порталы, но и более мелкие компании, чей бизнес зависит от качества их веб-сайтов.

Все чаще встречаются ситуации, когда при старте нового проекта в бюджет закладывают деньги на юзабилити-консалтинг, либо в штате предусматривается позиция проектировщика пользовательского интерфейса (впрочем, юзабилити-специалисты — это отдельная тема: не каждый, кто называет себя «проектировщиком» действительно им является, очень мало специалистов, обладающих хоть какой-то квалификацией в сфере юзабилити, чаще это либо программисты, которые пишут код, либо дизайнеры, которые рисуют интерфейс как симпатичную картинку).

7) Существуют ли в этой области какие-либо стандарты?

Стандарты безусловно есть, они касаются:

  1. методик юзабилити, например, как правильно провести ю-тестирование;
  2. оформления результатов работ и документов;
  3. процессов проектирования.

Поскольку в России отрасль юзабилити появилась сравнительно недавно, то о наших национальных стандартах говорить пока не приходится. Есть международные стандарты, разработанные различными организациями, от ISO до производителей операционных систем.

Думаю что не имеет смысла описывать подробно все стандарты, поэтому назову некоторые, которые считаю полезными с точки зрения применения их на практике.

Для меня это в первую очередь стандарт ISO 9241-11, который даёт определение юзабилити: «Юзабилити — это степень, с которой данный продукт может быть использован определенными пользователями в определенном контексте использования для достижения определенных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью». Здесь приведены основные критерии оптимизации пользовательских интерфейсов: эффективность, продуктивность и удовлетворенность пользователя. Этот стандарт сейчас часто упоминается, однако даже специалисты порой не задумываются, что его можно применять во всех проектах в качестве своего рода юзабилити-шаблона или проверочного списка, чтобы учесть все факторы оптимизации, включая контекст использования, информацию о пользователях, их целях и паттернах поведения и критериях оптимизации интерфейса.

В стандарте ISO 9241-10 хорошо описываются принципы разработки диалога между человеком и компьютером, и хотя не все они однозначно применимы, но в целом — это хорошее описание.

Стандарт ISO 13407 описывает четыре базовых принципа проектирования взаимодействия человека и компьютера. Этот стандарт очень полезен при организации процессов проектирования с учётом требований юзабилити в тех компаниях, которые хотят выпускать успешные продукты. В дополнение к нему есть стандарт ISO TR 18529, который описывает структурированный и формализованный список процессов проектирования пользовательских интерфейсов. ISO 16982 описывает методы, которые можно применять при проектировании.

При общении с аналитиками и менеджерами продукта я пользуюсь стандартом ISO/IEC FDIS 9126, который рассматривает юзабилити как один из критериев качества продукта и даёт примеры метрик.

Также есть стандарты по описанию результатов работы юзабилити-специалистов, такие как ANSI/INCITS-354 Common Industry Format (CIF) по оформлению отчётов о юзабилити-тестировании.

При проектировании пользовательских интерфейсов для людей с ограниченными возможностями я использую стандарт ISO DTS 16071 и Section 508 of the Rehabilitation Act.

Существуют также стандарты от производителей операционных систем — например, от Microsoft и от Apple. Я учитываю их при проектировании интерфейсов продуктов под эти ОС.

8) Какими вы видите ближайшие перспективы развития рынка?

Мое ощущение, что каждый год рынок юзабилити-услуг увеличивается в геометрической прогрессии, и это будет продолжаться. Пока этот рынок не насыщен, и конца этому не видно. Это характерно не только для России — и мировой рынок также пока не насыщен. А Российский — еще и недоразвит. Поэтому в России для всех, кто оказывает юзабилити-услуги большой простор для деятельности и роста.

© 2009, Артём Кузнецов

Использование материалов настоящей статьи разрешается
с указанием автора и при наличии активной ссылки на данную страницу.

 предыдущая статья | Доклады →

 

 
  Хотите узнать больше?
 
 
  Есть вопросы?
  Позвоните +7 (909) 952-13-13 или
Напишите нам info@uexpert.ru
 
Статьи и доклады

Статьи

Доклады

Назад к разделу Статьи и доклады

Расписание тренингов

14
декабря
2015

 

Семинар «Управление интернет-проектами: от идеи до монетизации»
// Moscow Business School

 

каждый вторник
в 14:00

 

"Клуб Успешных Проектов"
// Бесплатная регистрация!

 
Все тренинги

Рассылка

       
  наверх