Uexpert – авторский проект Артёма Кузнецова
  Главная
  Новости
  О проекте
    Концепция
    Об авторе
    Наши преимущества
  Услуги
    Хотите попробовать?
    Оптимизация продуктов
    Оптимизация бизнеса
  Тренинги
    Список тренингов
    Организация и оплата
    Выпускникам
    Записаться
  Вебинары
  Ю-ревью
Статьи и доклады
  Рассылка
    Подписка
    Архив рассылки
  Ответы на вопросы (FAQ)
  Словарь терминов
+7 (909) 952-13-13
info@uexpert.ru
 
 
Отчёт о встрече разработчиков под Apple — RADUG.

 
  Особенности переноса desktop приложений на мобильные платформы.
26 августа 2010 года.

Третья встреча российских разработчиков под Apple RADUG (Russian Apple Developers User Group) проходила в здании ГУ—ВШЭ ауд. Г—502. Тема встречи "Круглый стол по вопросам дизайна и юзабилити приложений для iPhone и iPad" заинтересовала многих дизайнеров, разработчиков, специалистов по юзабилити и менеджеров проектов и зал был полон. При входе гостей встречали организаторы Наталья Александрова и Алексей Гончаренко и раздавали radug-жные бейджи.

Встречу открыл Сергей Кудряшов (руководитель группы проектирования пользовательских интерфейсов в компании Parallels) с докладом про стандарты под iOS (http://www.slideshare.net/quser/ios-guidelines-rus). Сам факт доклада со слайдами меня удивил, ведь было заявлено, что формат встречи — круглый стол, и у каждого эксперта будет по 5 минут на мини-доклад, и затем — обсуждение темы. Сергей подготовился основательно (41 слайд) и поведал нам о том, что стандарты — это хорошо, это опыт поколений в сжатом виде, и нужно их читать перед тем, как приступать к работе над проектом. Также стандарты помогают задавать неуловимый Мак стиль.

Ещё Сергей рассказал о том, что iPhone создавался как лучший в мире телефон, и это аналог интернета в кармане, а iPad — это устройство для развлечений. iPad — это устройство для приложений, а не наоброт, то есть он сам подстраивается под приложения. В качестве иллюстрации своей мысли Сергей привёл цитату Адама Энгста (Adam C.Engst): “...the iPad becomes the app you’re using... Switch to another app and the iPad becomes that app. If that’s not magic, I don’t know what is...”. Для примера были показаны картинки с изображениями программы для чтения, блокнота, календаря и карты, сделанные для iPad. Эти приложения выглядят как предметы из реального мира. То есть в них максимально отображается метафора из реального мира. Я бы со своей стороны отметил, что это вряд ли доказывает что iPad — это устройство, которое подстраивается под приложения. Скорее можно говорить о том, что iOS под iPad позволяет делать приложения, в которых можно использовать очень правдоподобные метафоры из реального мира, что, кстати, является одним из советов, указанных в Apple Human Interface Guidelines. Еще Сергей привёл ряд ссылок на сайты и блоги с примерами хорошего дизайна для iPhone и iPad.

Аудитория, которая, как это бывает на подобных мероприятиях, настроена весьма критично к докладчикам, посчитала доклад изложением бесспорных фактов, а раз нет смысла спорить, то нет и повода для дальнейшей дискуссии и обсуждения. Лично мои ожидания от доклада на тему гайдлайнов под iOS не совсем оправдались вот в чем: хотелось услышать мнение практика о том, насколько они оказались полезны в работе, с примерами из реальных проектов. Вместе с тем, Сергей привел в докладе ссылки на ресурсы, которые наверняка могут быть полезны и разработчикам, и проектировщикам.

После Сергея слово взяла Екатерина Умнова (независимый юзабилити консультант). Тема её доклада была про различия в итерфейсах под iPhone и iPad, и, в частности, про отсутствие различий у некоторого ПО (в случае если приложение одно под оба устройства). Екатерина тоже подготовила слайды, и круглый стол стал очень похож на конференцию. Для примера Катя использовала два своих проекта, однако этот выбор вряд ли можно считать удачным для докладов — как оказалось, оба проекта выполнялись под влиянием серьезных ограничивающих условий, а в таких случаях очевидно, что результат не может быть полноценным.

Первый пример касался перепроектирования интерфейса приложения под iPhone для заказа номера или квартиры в Киеве и некоторых других городах Украины (приложение Booking App). Данная работа выполнялась на User Experience Ukraine UX Camp 2010 ( http://uxcamp.com.ua ), выездном мероприятии, где в течении двух дней специалисты по юзабилити и заинтересованные лица совместно трудились над улучшением юзабилити характеристик пяти существующих продуктов. Кате повезло, и в её команде из 6 человек оказался один из пользователей этого продукта и представитель заказчика, в связи с чем у её команды была возможность получать ответы из первых рук. Катя рассказала, как они от перепроектирования отдельных частей приложения и от мелких улучшений пришли к сценариям, и что из этого вышло.

На мой взгляд, вышло неплохо для двух дней работы. Я отметил, что они все-таки попытались применить сценарный подход, когда от мышления категориями и стандартами перешли к мышлению от лица пользователя, от его целей и потребностей. Однако грамотного (полноценного) определения основной целевой аудитории и её потребностей получить им не удалось.

У них получилось, что всю аудиторию заказчиков апартаментов в Киеве можно разделить на три категории:

  1. бизнесмены, которым нужен комфорт за разумные деньги
  2. студенты, которым нужно самое дешевое жильё и
  3. молодые люди с дамами, которым нужна комната на час или на ночь.

Разделение довольно странное. Народ в зале тоже покритиковал этот вывод. Высказывались, например, предположения о том, что бизнесмены будут заказывать себе номера через известные веб-сайты, а не через iPhone приложение. Конечно, за два дня нельзя было провести полноценную работу и выяснить ключевые характеристики аудитории данного приложения.

Ещё Катя рассказывала о перепроектировании одной игры-леталки под iPhone, и тут спорных моментов было ещё больше. Дискуссия затянулась. Данную работу Катя делала для своего портфолио за 20 рабочих часов с целью показать заказчику, что она умеет улучшать интерфейсы игр. Цели Катя добилась, и заказчик остался доволен, но убедить нашу аудиторию в однозначной полезности своих действий Катя не смогла.

Следующим, после небольшого перерыва, был мой доклад. Понимая, как устали уже все присутствующие, и выполняя просьбу Алексея Гончаренко о сокращении времени доклада, я постарался сделать пятиминутное выступление на тему "Особенности переноса desktop приложения на мобильные платформы" с последующим обсуждением.

Из озвученных мною тезисов упомяну следующие: У многих разработчиков, которые переносили desktop приложения на мобильные платформы, возникал вопрос — Нужно ли делать на всех мобильных платформах один и тот же дизайн, или делать свой на каждой платформе? Мой опыт показывает, что для разных платформ разумнее делать разный дизайн, так как платформа в данном случае воспринимается как среда, в которой существует приложение и в этой среде есть свои правила, которые следует соблюдать. Иначе приложение будет выглядеть как инородный объект.

В зале высказывали мнение, что средств на разработку энного количества разных дизайном может не быть, в связи с чем лучше добиться успеха на одной из мобильных платформ, а потом переносить приложение на другие или делать один дизайн сразу на всех платформах. Ещё высказывалась идея, что под разными платформами и с разными дизайнами получаются уже разные приложения в которых появляются уже разные фичи и это перестаёт быть тем, что было изначально. Однако, подобного рода вопросы невозможно обсуждать без привязки к конкретным проектам, а более глубоко погрузиться в тему в сложившихся обстоятельствах было невозомжно.

Исходя из опыта работы над рядом проектов в области проектирования интерфейсов для мобильных устройств, я считаю, что идеология приложения должна сохраняться (некий базовый набор функционала), а вот внешний вид и способы взаимодействия с пользователями могут меняться в зависимости от платформы. Конечно, многое зависит и от сути приложения и от его целевой аудитории. Самым оптимальным было бы проведение пользовательского исследования и выяснение всех вопросов, связанных с целями и задачами, непосредственно у целевой аудитории под каждой из платформ.

Пользуясь случаем, хочу привести еще несколько идей, которые я не стал озвучивать на встрече:

  1. При переносе desktop приложения нужно выделять только основные задачи, которые имеют смысл для их решения на мобильном устройстве.
  2. Пользователи компьютеров и мобильных устройств отличаются, у них разные цели и поведение, что нужно учитывать при перепроектировании
  3. Не следует забывать про контекст использования, а именно:
    • небольшой экран: 320x480 или 960x640 (iPhone 4)
    • размер устройства для ввода информации, а именно пальца пользователя: не менее 44x44 пикселя для элементов управления
    • возможность случайного нажатия элементов управления на экране, в связи с чем предусматривать защиту для потенциально опасных операций
    • возможность внезапного выхода пользователя из приложения, что часто случается с мобильными приложениями
    • ограничение размера виртуальной памяти
    • использование одного экрана для взаимодействия с пользователем в каждый момент времени
    • одна открытая программа в каждый момент времени (корме iPhone 4)
    • возможность смены ориентации экрана из вертикальной в горизонтальную и наоборот
    • возможность использования информации о месте нахождения пользователя, его координаты на карте (геолокация)
  4. Необходимо переписать контекстные сценарии взаимодействия пользователей с программой с учётом новой среды и изменившегося набора задач
  5. Рекомендуется использовать стандартные для iOS элементы управления и способы работы с данными, описанные в гайдлайнах (например здесьОткроется в новом окне)

После моего выступления обсуждение перешло к вопросу, заданному одним из представителей Яндекса: "Что нужно сделать, чтобы создателя приложения "штырило" при его создании?" Выдвигалось множество версий: от применения сильнодействующих препаратов до изучения социальной психологии. Автор вопроса в конце сам дал свой ответ, рассказав что лично его "штырило" исключительно в тех случаях, когда приложение помогало решить его личную проблему.

В целом встреча прошла весело и бурно. Хотя ее цели так и остались нераскрытыми как для аудитории, так и для докладчиков — было ли это встречей коллег для обсуждения актуальных проблем, либо это было выступление представителей юзабилити-сообщества для разрабочиков. Организаторы обещали проводить мероприятия RADUG каждый месяц и заранее сообщать о темах и направленности следующих встреч. Для меня лично было полезно узнать, какие вопросы интересуют Apple разработчиков, и пообщаться со старыми знакомыми из юзабилити тусовки.

© 2010, Артём Кузнецов

Использование материалов этой статьи разрешается
с указанием автора и при наличии активной ссылки на данную страницу.

 предыдущий доклад | следующий доклад →

 

 
  Дополнительные материалы
 
 
  Есть вопросы?
  Позвоните +7 (909) 952-13-13 или
Напишите нам info@uexpert.ru
 
Статьи и доклады

Статьи

Доклады

Назад к разделу Статьи и доклады

Расписание тренингов

14
декабря
2015

 

Семинар «Управление интернет-проектами: от идеи до монетизации»
// Moscow Business School

 

каждый вторник
в 14:00

 

"Клуб Успешных Проектов"
// Бесплатная регистрация!

 
Все тренинги

Рассылка

       
  наверх