Базовый принцип детального проектирования №3. - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Базовый принцип детального проектирования №3.

Базовый принцип №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя. Для того, чтобы это сделать нужно пообщаться с пользователями, понаблюдать за их работой в естественной рабочей среде и привлечь их как экспертов в предметной области для обсуждения их задач. Чтобы узнать какова точка зрения пользователей нужно применить несколько дополнительных принципов.

Базовый принцип №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя.

Базовый принцип №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя.

Не заставляйте пользователя совершать неестественные действия

Неестественные действия – это такие действия, которые пользователь должен совершить чтобы выполнить свою задачу, но которые не имеют прямого отношения к цели пользователя. 

Цифровые продукты, которые заставляют пользователя совершать неестественные действия воспринимаются ими как непредсказуемые, интуитивно непонятные и непрофессиональные, потому что такие действия трудно запомнить, легко забыть, они требуют дополнительного времени и очень раздражают каждый раз.

Думаю, что все встречались с подобными ненужными ограничениями: длина имени пользователя не более 16 символов, сортировка в таблице не более чем по 3 колонкам, отмена действия только для последних 3 операций, необходимое для заполнения поле “факс” в адресной книге даже для тех у кого его нет и тому подобное.

Не нужно навязывать ненужные ограничения.

Пример ненужных ограничений:

 

Рисунок 1

Рисунок 1

Используйте словарь пользователя, а не ваш собственный

Компьютерный жаргон звучит для пользователя как китайский язык в лучшем случае, а в худшем – каждое непонятное слово звучит как ругательство. Даже если слова знакомы пользователю они часто означают вовсе не то, что принято и имеют какие-то другие значения.

Рисунок 2

Рисунок 2

Храните внутренности цифрового продукта у него внутри

Часто программисты показывают пользователю, как их сайт, мобильное приложение или программа устроены внутри и надеются, что пользователи разберутся в этом и приспособятся. 

Это можно наблюдать во всех тех случаях, когда цифровой продукт просит сделать что-то для него самого. Например, программа выдаёт вам сообщение вида “не найден нужный программе файл, поищите его и дайте мне…” Или приложение заставляет Вас подстраиваться под её особенности – “Сначала заполните поле дата, потом сумма…” так как программистам было удобно именно в таком порядке передавать данные в базу. 

Показывать пользователю только те, концепции, которые есть в концептуальной модели.

Найдите золотую середину между мощью цифрового продукта и сложностью его восприятия.

В противовес этому обычные люди хотят, чтобы в цифровом продукте были только те функции, которые позволяют достичь их целей, не больше и не меньше. 

Большинство людей изучают в цифровом продукте лишь небольшое количество необходимых им функций и игнорируют остальные. Некоторые функции слишком сложны для восприятия. Иногда само количество этих функций пугает пользователя и не даёт ими воспользоваться. 

При линейном увеличении количества функций сложность цифрового продукта увеличивается в геометрической прогрессии.

Рисунок 3

Рисунок 3

Для того, чтобы уменьшить сложность цифрового продукта нужно использовать:

  • Разумные значения по умолчанию
    Убедитесь, что все установки в цифровом продукте имеют разумные значения по умолчанию. Пользователи должны иметь возможность оставить эти значения как есть и получить приемлемые результаты. 
  • Шаблоны или заранее заготовленные решения
    Вместо того, чтобы заставлять пользователя каждый раз выполнять задачу с нуля, можно предоставить ему возможность делать шаблоны с заданными значениями или выбирать из заранее заготовленных решений с возможностью изменить некоторые данные.
  • Мастера – помощники в выполнении задачи по шагам
    Новые пользователи часто ищут поддержку у более опытных пользователей для того, чтобы узнать как выполнять базовые операции в программе. Эту роль хорошо выполняют Мастера. Если предполагается длительное и регулярное использование цифрового продукта, мастера могут быть дополнительным обучающим средством для достижения цели.
  • Постепенное разворачивание
    Не показывайте детали, пока они не понадобятся пользователю. Не показывайте редко используемые настройки или элементы управления, требующие расширенных знаний. Лучше помещать их в отдельных окнах за ссылками “Детали” или “Расширенные настройки”. Задавайте имена наборам параметров, чтобы пользователи могли выбирать из готовых вариантов. Пример стилей в MS Word.
  • Общие команды
    Используйте небольшой набор команд для управления всеми типами данных. Большинство действий можно описать следующими командами: Создать, Открыть, Переместить, Скопировать, Сохранить, Удалить, Распечатать, Показать/редактировать свойства и Перейти по ссылке.
  • Поддержку специфических задач
    Вместо того, чтобы делать универсальный цифровой продукт, поддерживающий большой набор задач, лучше сделать несколько небольших продуктов поддерживающих максимально хорошо специфические задачи.
  • Настраиваемость
    Сделайте цифровой продукт настраиваемым, чтобы пользователи могли настроить под себя то, что им полезно и скрыть ненужную им функциональность.

В предыдущих статьях мы уже рассказали про…

Базовые принципы детального проектирования:

Полезные ссылки по теме:

Интересно, а вы применяете базовые принципы детального проектирования для своих сайтов и мобильных приложений? Предлагаем проверить это прямо сейчас! → Узнайте больше о том, что такое юзабилити-экспертиза, и какую пользу она может дать вашему проекту

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами