Базовый принцип №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя. Для того, чтобы это сделать нужно пообщаться с пользователями, понаблюдать за их работой в естественной рабочей среде и привлечь их как экспертов в предметной области для обсуждения их задач. Чтобы узнать какова точка зрения пользователей нужно применить несколько дополнительных принципов.

Базовый принцип №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя.
Не заставляйте пользователя совершать неестественные действия
Неестественные действия – это такие действия, которые пользователь должен совершить чтобы выполнить свою задачу, но которые не имеют прямого отношения к цели пользователя.
Цифровые продукты, которые заставляют пользователя совершать неестественные действия воспринимаются ими как непредсказуемые, интуитивно непонятные и непрофессиональные, потому что такие действия трудно запомнить, легко забыть, они требуют дополнительного времени и очень раздражают каждый раз.
Думаю, что все встречались с подобными ненужными ограничениями: длина имени пользователя не более 16 символов, сортировка в таблице не более чем по 3 колонкам, отмена действия только для последних 3 операций, необходимое для заполнения поле “факс” в адресной книге даже для тех у кого его нет и тому подобное.
Не нужно навязывать ненужные ограничения.
Пример ненужных ограничений:

Рисунок 1
Используйте словарь пользователя, а не ваш собственный
Компьютерный жаргон звучит для пользователя как китайский язык в лучшем случае, а в худшем – каждое непонятное слово звучит как ругательство. Даже если слова знакомы пользователю они часто означают вовсе не то, что принято и имеют какие-то другие значения.

Рисунок 2
Храните внутренности цифрового продукта у него внутри
Часто программисты показывают пользователю, как их сайт, мобильное приложение или программа устроены внутри и надеются, что пользователи разберутся в этом и приспособятся.
Это можно наблюдать во всех тех случаях, когда цифровой продукт просит сделать что-то для него самого. Например, программа выдаёт вам сообщение вида “не найден нужный программе файл, поищите его и дайте мне…” Или приложение заставляет Вас подстраиваться под её особенности – “Сначала заполните поле дата, потом сумма…” так как программистам было удобно именно в таком порядке передавать данные в базу.
Показывать пользователю только те, концепции, которые есть в концептуальной модели.
Найдите золотую середину между мощью цифрового продукта и сложностью его восприятия.
В противовес этому обычные люди хотят, чтобы в цифровом продукте были только те функции, которые позволяют достичь их целей, не больше и не меньше.
Большинство людей изучают в цифровом продукте лишь небольшое количество необходимых им функций и игнорируют остальные. Некоторые функции слишком сложны для восприятия. Иногда само количество этих функций пугает пользователя и не даёт ими воспользоваться.
При линейном увеличении количества функций сложность цифрового продукта увеличивается в геометрической прогрессии.

Рисунок 3
Для того, чтобы уменьшить сложность цифрового продукта нужно использовать:
- Разумные значения по умолчанию
Убедитесь, что все установки в цифровом продукте имеют разумные значения по умолчанию. Пользователи должны иметь возможность оставить эти значения как есть и получить приемлемые результаты. - Шаблоны или заранее заготовленные решения
Вместо того, чтобы заставлять пользователя каждый раз выполнять задачу с нуля, можно предоставить ему возможность делать шаблоны с заданными значениями или выбирать из заранее заготовленных решений с возможностью изменить некоторые данные. - Мастера – помощники в выполнении задачи по шагам
Новые пользователи часто ищут поддержку у более опытных пользователей для того, чтобы узнать как выполнять базовые операции в программе. Эту роль хорошо выполняют Мастера. Если предполагается длительное и регулярное использование цифрового продукта, мастера могут быть дополнительным обучающим средством для достижения цели. - Постепенное разворачивание
Не показывайте детали, пока они не понадобятся пользователю. Не показывайте редко используемые настройки или элементы управления, требующие расширенных знаний. Лучше помещать их в отдельных окнах за ссылками “Детали” или “Расширенные настройки”. Задавайте имена наборам параметров, чтобы пользователи могли выбирать из готовых вариантов. Пример стилей в MS Word. - Общие команды
Используйте небольшой набор команд для управления всеми типами данных. Большинство действий можно описать следующими командами: Создать, Открыть, Переместить, Скопировать, Сохранить, Удалить, Распечатать, Показать/редактировать свойства и Перейти по ссылке. - Поддержку специфических задач
Вместо того, чтобы делать универсальный цифровой продукт, поддерживающий большой набор задач, лучше сделать несколько небольших продуктов поддерживающих максимально хорошо специфические задачи. - Настраиваемость
Сделайте цифровой продукт настраиваемым, чтобы пользователи могли настроить под себя то, что им полезно и скрыть ненужную им функциональность.
В предыдущих статьях мы уже рассказали про…
Базовые принципы детального проектирования:
- №1. Фокусируйтесь на пользователях и их задачах, а не на технологиях.
- №2. Продумывайте сначала концепции, а потом их представления.
Полезные ссылки по теме:
- Летняя UX-школа Артема Кузнецова – обучаем за лето всем основным методам UX-исследований, теория и практика, международный сертификат.
- Телеграм канал “UX-школа Ю-эксперт” – бесплатные материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ.
- Курс по юзабилити-аудиту – обучаем проводить юзабилити-аудит на самом высоком уровне и уверенно и аргументированно представлять его результаты Заказчику.
- UX-стажировка в компании Ю-эксперт – бесплатная практика в реальных проектах под руководством опытных специалистов.
Интересно, а вы применяете базовые принципы детального проектирования для своих сайтов и мобильных приложений? Предлагаем проверить это прямо сейчас! → Узнайте больше о том, что такое юзабилити-экспертиза, и какую пользу она может дать вашему проекту