Представьте, что вы хотите выбрать себе тур, чтобы отдохнуть пару недель у моря и заходите на туристический сайт. Там есть нужные вам туры, но проблема в том, что их нельзя отбирать и сравнивать, можно только заказать. Почему? Возможно логика разработчиков была такой – никто не будет покупать несколько туров сразу и корзина тут не нужна. Такой подход не поддерживает логику пользователя: отобрать несколько понравившихся туров, потом сравнить их и потом уже выбрать наилучший. Пользователь на каждом шаге строит в голове свой план достижения целей, затем совершает определенные действия и потом оценивает насколько он приблизился к их достижению. Именно в этом состоит цикл мышления.
Если веб-сайт не поддерживает цикл мышления пользователя, он затрудняет ему решение задачи.
Цикл мышления пользователя: цель → действие→ оценка результата.
Цикл мышления
Цикл мышления: цель→ действие → оценка результата повторяется на многих уровнях. Если глобальная цель была – купить туристическую путевку, то на более низком уровне целью является – отобрать 3-5 вариантов. Чтобы поддержать пользователя в решении его задачи, нужно дать ему возможность отбирать несколько вариантов и показывать насколько он приблизился к своей цели – в данном случае нужно показывать количество уже отобранных вариантов. Когда пользователь увидит, что их пять или более, он поймёт что приблизился к решению своей промежуточной задачи и перейдет к следующей – сравнению вариантов и выбору лучшего.
Взаимодействие с системой по Дональду Норману
Известный ученый и исследователь в области когнитивистики и эксперт по юзабилити, так описал взаимодействие пользователя с системой (веб-сайт или программа):
- Формирование цели действий
- Определение общей направленности действий
- Определение конкретных действий
- Выполнение действий
- Восприятие нового состояния системы
- Интерпретация состояния системы
- Оценка результата
Как мы видим тут тоже присутствует цикл мышления: цель → действие → оценка результата.
Насколько на вашем сайте поддерживается цикл мышления ваших клиентов?
→ Проверьте прямо сегодня!
Литература
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. тр. – М.: Наука, 1979. – 453 с.
- Немов Р.С. Психология, кн. 1. Общие основы психология. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
- Дональд Норман. “Дизайн привычных вещей”.