Как‌ ‌стать‌ ‌UX-специалистом: 10‌ ‌советов‌ ‌из‌ ‌практики - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Как‌ ‌стать‌ ‌UX-специалистом: 10‌ ‌советов‌ ‌из‌ ‌практики

Идея этой статьи родилась, когда я стал получать предложения от различных образовательных проектов выступить в качестве преподавателя или ментора.

Аудитория этих курсов очень широкая, с разным опытом и уровнем знаний. Но каждый слушатель хочет понять, как достичь успеха в сфере исследования и проектирования пользовательского опыта, начать зарабатывать и продолжать развиваться.

За мои 20 лет в профессии накопилось немало опыта и полезных навыков, которые легли в основу 10 основных советов, правил. О них сегодня и пойдёт речь.

Совет 1: учитесь новому

ux

Меня часто спрашивают, с чего начать свой путь в UX (user experience)? Как быть, если первое образование или предыдущий вид деятельности совсем не пересекаются?

Мой опыт в UX начинался в 2000 году, тогда знания ты мог получить только из зарубежных книг и статей, если у тебя был доступ в Интернет. Я закончил факультет Вычислительной Математики и Кибернетики в Казанском Государственном Университете, где научился писать код, разрабатывать и применять алгоритмы.

Современные профессии требуют междисциплинарных знаний. Область UX не исключение.

И если у вас нет технического образования, как в моём случае, не спешите отчаиваться. Для начала стоит провести аудит тех навыков и знаний, которые у вас есть. Составьте простой список с названием “Что я умею”, а рядом опишите те навыки, которые понадобятся в новом деле – “Чему нужно научиться”. Скорее всего, имеющиеся у вас знания и опыт можно будет использовать и в новой профессии. Большинство UX-специалистов пришли в профессию вовсе не из технических ВУЗов, а из маркетинга, социальных наук, психологии.

Европейский и американский рынок образовательных услуг развит более широко чем в России: от MIT (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) и Cambridge до Coursera и образовательных программ Google.

За последние 2-3 года в России тоже сформировался тренд на интернет-образование. Свои программы дополнительного образования оцифровали большинство ведущих ВУЗов, корпорации стали запускать профильные курсы. Например, Яндекс.Практикум.

Выбрать программу образования можно как за рубежом, так и в России. Важный критерий – владение английским языком. Если с языком проблем нет, то смело выбирайте базовый курс по UX (как правило 4-5 недель) с выполнением домашних заданий, например на Coursera. Это позволит плавно войти в тему, сформировать первичное представление и начать знакомиться с базовой литературой.

Мне удалось собрать небольшой список учебных заведений, у которых есть достойные внимания программы обучения по теме UX.

Были времена, когда человеку давали толстый справочник со словами: «На, изучай руководство как пользоваться этой программой». Немногочисленная группа программистов считала себя интеллектуальной элитой. Пользователи должны были подстраиваться под интерфейс, а не наоборот. Глобальный рынок изменился, а вместе с ним и запросы бизнеса. Стали появляться новые профессии: UX-исследователь, UX-дизайнер, UX-аналитик и даже UX-писатель.

Программист перестал играть ключевую и единственную роль в процессе создания интерфейсов.

Совет 2: не останавливайтесь

ux

Любая вводная образовательная программа по UX требует большой вовлеченности и мотивации. Добирать знания придётся в том числе самостоятельно – из книг, статей и реальных примеров.

Здесь я привожу основной, на мой взгляд, список литературы, с которого стоит начать:

  1. Стив Круг. «Веб-дизайн: книга Стива Круга, или Не заставляйте меня думать!»
  2. Дональд Норман. «Дизайн привычных вещей»
  3. Алан Купер. «Психбольница в руках пациентов» и «Об интерфейсе»
  4. Steve Mulder «The User Is Always Right: A Practical Guide to Creating and Using Personas for the Web»
  5. Tom Tullis, Bill Albert «Measuring the User Experience: Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics»
  6. Джейми Леви. «UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать»
  7. Расс Унгер и Кэролайн Чендлер. «UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия»

Первые несколько месяцев самые сложные: вам всё время будет казаться, что объём информации только растёт и осилить её невозможно. Знайте, это не так. Самое важное, не останавливаться и не сворачивать с выбранного пути. Знания важно использовать. Пишите заметки, рассказывайте о своих достижения друзьям и близким. Когда мы передаём и интерпретируем информацию, мы “присваиваем” эти знания и они становятся неотъемлемой частью нашего сознания.

Совет 3: ищите единомышленников

ux

Когда я начинал изучать UX, то стал общаться с коллегами на эту тему, задавал вопросы, обсуждал волнующие темы. Постепенно собралось небольшое сообщество людей, интересующихся сферой “юзабилити”. Мы встречались раз в неделю, обменивались мнениями и информацией. Участники выступали с обзорами зарубежного опыта и делились опытом решения рабочих задач. Этот опыт помог расширить кругозор, научиться публичным выступлениям и расширить круг общения.

Со временем возможности для общения стали неизмеримо шире: профессиональные сообщества в соцсетях, блоги специалистов, аккаунты компаний с полезной информацией. Любого специалиста можно найти в сети, задать ему вопрос лично, получить совет или рекомендацию.

Не пренебрегайте этими возможностями. Становитесь частью сообществ специалистов. Задавайте вопросы, участвуйте в обсуждениях. Это важная часть вашего самообразования, так вы сможете усвоить знания.

Сообществ в сети много, есть большие и не очень. Вот две группы, где коллеги часто публикуют новости индустрии, вопросы и кейсы:

  1. UX Club
  2. PDC.Russia

Совет 4: учитесь на практике

ux

Моя первая попытка получить работу в качестве проектировщика интерфейсов была провальной несмотря на то, что я обладал навыками программиста и уже имел опыт работы.

Я часто слышу от начинающих специалистов, что работу найти нелегко. Работодатели отказывают без объяснения причин, не хотят брать специалистов с нуля и учить их.

Как в этом случае найти работу и не потерять мотивацию?

Универсального и эффективного совета нет. Но мой опыт показывает, что нужно действовать комплексно. Не стоит сидеть и ждать, что вас заметят и пригласят. Ищите возможности.

На рынке есть крупные компании и агентства, которые набирают на стажировки от месяца до полугода. Например, Авито, Озон, Островок, Яндекс и другие. Мы тоже часто приглашаем стажёров на разные проекты. Стажировки отличаются длительностью и условиями. Внимательно изучите условия стажировки, выберите то, что вам больше подходит или кажется перспективным.

Стажировка – хороший шанс начать. Конечно никто не даст гарантии, что впоследствии вас возьмут на работу, но вы абсолютно точно приобретёте ценный опыт.

Будьте готовы, что ваши задачи будут простыми и рутинными, их будет много и работать придётся напряженно. Хорошая новость в том, что прогресс в знаниях и навыках при должном усердии происходит быстро.

Поверьте, через несколько месяцев вы увидите свои первые достижения!

Совет 5: продолжайте учиться

ux

В начале моей карьеры в UX сформировалось небольшое сообщество юзабилити-специалистов, где мы много общались. Я понял, что мне не хватает знания психологии, потому что на этом строятся многие вещи в профессии. Например, методы анализа поведения, особенности восприятия человека, его взаимодействие с окружающим миром, реакции и многое другое. Широта кругозора во многом определяет вашу востребованность со стороны работодателя и ценность для команды.

Получение второго высшего образования по психологии заняло у меня год. Но сегодня возможности онлайн образования позволяют получить больше знаний за более короткий промежуток времени. Не нужно долго и нудно чему-то учиться у теоретиков. Современный образовательный формат строится на обмене опытом. Вы получаете знания от лучших практиков рынка, учитесь на примере реальных компаний и задач.

Получив базовые навыки в области user experience и начальный опыт, продолжайте учиться дальше.

Психология, социология, маркетинг помогут вам сформировать представление о процессе создания цифрового продукта. Вы сможете использовать эти знания и осознанно проектировать пользовательский опыт.

После изучения основных дисциплин стоит определиться с дополнительным образованием. В этом поможет опыт. В первые 6-12 месяцев вы успеете попробовать себя на разных этапах создания продукта и применить базовые методы анализа аудитории. Вы почувствуете, к чему лежит душа, что получается лучше. Именно эти навыки и стоит развивать, дополнять новыми знаниями из смежных дисциплин.

Изучайте материалы западных коллег и опыт международного рынка. Это позволит расширить кругозор и быть в курсе тенденций.

Здесь некоторые ресурсы, которые я сам читаю с интересом:

Совет 6: выберите специализацию

ux

Мне довелось учиться у Алана Купера, одного из основателей юзабилити в мире, а также узнать про процесс проектирования в крупных западных компаниях. Позже я участвовал в создании трёх отделов проектирования в крупных российских компаниях: Акронис, Яндекс и Лаборатория Касперского.

Давайте посмотрим, как строится процесс проектирования, и отметим специалистов, ответственных на каждом этапе. В небольших компаниях один специалист может выполнять сразу несколько ролей. Так часто бывает.

Процесс проектирования:

  1. Интервьюируем бизнес – узнаем бизнес-цели с приоритетами, узнаем первичную / маркетинговую информацию о ЦА (UX-исследователь, UX-аналитик).
  2. Выбираем методику исследования, формулируем описание кластеров ЦА, формулируем гипотезы для проверки (UX-аналитик).
  3. Проводим исследование и фиксируем все показатели / метрики (UX-исследователь).
  4. Анализируем данные исследования и делаем аналитический отчет (UX-аналитик).
  5. Разрабатываем концепцию, включая синтез персонажей, разработку пользовательских сценариев, CJM и схему структуры продукта (UX-аналитик).
  6. Разрабатываем макет и все тексты для интерфейса (UI-дизайнер, проектировщик интерфейсов, UX-писатель).
  7. Создаем детальную графику (дизайнер детальной графики).

Должностные обязанности специалистов:

UX-аналитик 

Выявляет цели и задачи бизнеса с их приоритетами, руководит проведением пользовательских исследований, проводит анализ рынка и оценку основных продуктовых метрик. Часто этот блок работы включают в задачи продуктового маркетолога.

Основные задачи:

  • организация и проведение количественных и качественных исследований на разных этапах жизни продукта;
  • разработка аналитического отчета по результатам проведенных пользовательских исследований;
  • проработка функционала сервиса / проекта (совместно с дизайнерами, исследователями, разработчиками);
  • разработка концепции продукта (синтез персонажей и разработка пользовательских сценариев);
  • разработка структуры продукта.

UX-исследователь 

проводит пользовательские исследования для выявления характеристик, целей и задач пользователей.

Основные задачи:

  • подбор методологии для проведения исследования (модерируемые/немодерируемые,удалённые/очные; юзабилити-тестирования, юзабилити-экспертиза, фокус-группы, глубинные интервью, методики карточной сортировки, анкетирование, полевые наблюдения, А/Б тесты, eye-tracking и пр.);
  • проведение исследования и фиксация результатов, замер метрик;
  • первичная обработка данных, обработка статистики.

UI-дизайнер или проектировщик интерфейсов 

Основные задачи:

  • разработка дизайн-концепции продукта
  • проектирование всех страниц, окон и блоков на основе пользовательских сценариев
  • проверка решений
  • контроль качества реализации интерфейса разработчиками

UX-писатель

Основные задачи:

  • взаимодействие с менеджерами, дизайнерами и маркетологами на предмет создания текстов для интерфейсов (меню, сообщения об ошибках, подсказки и пр.);
  • работа с текстами на лендингах, в рассылках, опросах, статьях и т.д.;
  • создание и поддержка ред. политики.

Графический дизайнер

Основные задачи графического дзайнера состоят в разработке:

  • визуального стиля, брендбука, стилевых руководств;
  • пиктограмм;
  • фонов, иллюстраций и пр.

Мы рассмотрели основные специализации в UX. Выбор за вами и помните, важно получать удовольствие от того, что вы делаете, именно это определяет результат.

На этапе входа в профессию вы всё время учитесь. Дальше пробуете применять знания, приобретаете практический опыт. Снова учитесь, но теперь уже больше на практике, чем в теории. Спустя полгода – год уровень ваших знаний и навыков достигнет ступени junior или младшего специалиста. Принято выделять три ступени: junior, middle, senior. Это может быть применимо ко всем позициям в UX.

Совет 7: найдите своё место

ux

Профессия UX-исследователя относительно молодая, появилась она около 20 лет назад.  Роль исследователя и набор компетенций часто зависят от специфики бизнеса конкретной компании. У крупных продуктовых и сервисных компаний, где есть UX- лаборатории, есть чёткое деление на специализации. Такие компании могут себе позволить нанять нескольких специалистов: исследователя, аналитика, дизайнера, писателя. У каждого из них свои задачи, работа строится на принципах дизайн-мышления или agile.

Сразу попасть в такую компанию удастся, если у вас есть опыт от 1 года до 3 лет в UX. Вкладываться в образование и развитие человека без опыта работодатели не стремятся, это дорого и долго. И чаще всего не эффективно, т.к. получив опыт, сотрудник уходит в другую компанию, где будут платить больше и дадут должность выше.

Исследователь может расти как при переходе из компании в компанию, так и внутри одной компании, прокачивая профессиональные и менеджерские навыки.

Часто внутри крупных компаний объём задач для исследования превышает возможности внутренней лаборатории и часть задач отдаётся в агентства. Это хорошая возможность вырасти от стажера до самостоятельного исследователя, поработать с разными сферами бизнеса, продуктами и сервисами.

Модель работы в “Ю-эксперт” именно такая: есть команда, размер которой варьируется в зависимости от ситуации на рынке. Если у нас много  проектов в работе, то команда может достигать 15 человек.

Работа проектная, с почасовой оплатой. Это позволяет сотрудникам понимать свою загрузку и варьировать заработок.

Меня вдохновил пример Джефа Джонсона. Он создал успешную компанию UI Wizards, в которой постоянно работает он один, сотрудников он нанимает на конкретные проекты. С его компанией сотрудничают Microsoft, Apple и другие известные бренды. У него нет огромного офиса в бизнес-центре и штата сотрудников.

Я понял, что можно обойтись без инвесторов, и начать свой UX-бизнес здесь и сейчас. Достаточно быть экспертом в своей области и самостоятельно представлять компанию. Покинув Яндекс, я сделал серию крупных проектов для Касперского. А позже создал свою компанию и собрал команду людей, с которыми и сейчас сотрудничаю.

Важно найти своё место, свою команду и любимое дело. Ищите и не бойтесь менять среду вокруг себя.

Совет 8: научитесь работать в команде

ux

Специфика UX такова, что это всегда часть командной работы по созданию продукта или сервиса. Она всегда существует в привязке к бизнесу и конкретному продукту. Это значит, что одним из важнейших навыков для исследователя является навык коммуникации, взаимодействия с командой. От сбора необходимых данных, до презентации результатов и внедрения «фич».

Все современные подходы к разработке продуктов основаны на работе кросс-функциональных команд. Собираются специалисты разных подразделений (маркетинг, дизайн, разработка и т.д.) и вместе работают над созданием, доработкой продукта или сервиса.

В идеальном мире каждый член команды вовлечен, активен, открыт и несёт ответственность за свою часть работы и общий результат. Однако в реальности команды проходят разные этапы развития и сталкиваются с множеством трудностей, например, отсутствие доверия, нежелание признавать свои ошибки, страх перед конфликтами, двусмысленность в общении, избегание ответственности, невнимательность к результату совместной работы.

Помните, что любой работодатель хочет нанять не только профессионала, разбирающегося в своём деле, но и командного игрока. Иначе ваши навыки и опыт бесполезны.

Работая в команде, соблюдайте несколько несложных принципов:

  • задавайте вопросы и проявляйте интерес: ведите конструктивный диалог, проявляйте здоровую любознательность;
  • будьте гибким: все мы живые люди, болеем, устаём и часто не успеваем что-то сделать вовремя, поэтому рассчитываем на человеческое отношение в таких ситуациях;
  • будьте надёжным: если вы компетентны, обязательны и пунктуальны, члены команды смогут рассчитывать на вас в любой ситуации;
  • уважайте коллег: искренность, вежливость и внимание к окружающим залог здоровой обстановки в команде;
  • будьте позитивными: благоприятная атмосфера, дружелюбный настрой и комфортный микроклимат напрямую влияют на результаты.

Для комфортного и продуктивного общения в удалённом режиме важно:

  • согласовать с командой общий режим работы, это позволит быть всем участникам в доступе для решения текущих задач;
  • поддерживать контакт: физической близости теперь меньше или нет совсем, встречайтесь онлайн, обсуждайте сложные задачи голосом, а не в переписке;
  • формулировать повестку онлайн встречи заранее, прийти должны те, кому есть что сказать;
  • разделять групповые чаты для решения рабочих вопросов и бытового общения.

Совет 9: вдохновляйтесь

ux

Со временем привычная работа может превратиться в рутину. Выполняешь привычные задачи и не замечаешь, как то, что тебя так вдохновляло когда-то, становится скучным и обыденным.

Как быть? Как вернуть запал и поддерживать интерес к тому, что делаешь?

Однажды мне предложили провести обучение по User Experience в компании Pixonic. Задача казалась не новой, к тому времени у меня был большой опыт создания отделов изучения пользовательского опыта. Нужно было помочь дизайнерам и разработчикам освежить и углубить в памяти правила и принципы клиентоориентированного подхода на примере их практических задач.

За время работы я сдружился с ребятами из Pixonic и вдруг осознал, что получаю невероятное вдохновение от возможности делиться знаниями и опытом. Мы строили гипотезы, спорили, обсуждали и решали задачи.

Как-то раз, придя домой после очередного рабочего дня, я стал делится впечатлениями с семьей. Оказалось, что мой сын увлёкся игрой “War Robots”, которую разрабатывал Pixonic, а я помогал создателям игры делать удобные интерфейсы. Это совпадение воодушевило нас обоих и я попросил организовать сыну экскурсию: он попал в лабораторию, где разрабатывали новых персонажей и игровое оружие. Ему дали понаблюдать за процессом и даже пострелять. Мы оба были в полном восторге.

Этот принцип я перенес в “Ю-эксперт”. Мы берём стажёров и делимся с ними опытом, даем  возможность учиться, если человек заинтересован.

Такой взаимообмен опытом и знаниями держит меня и моих коллег в тонусе и заряжает энергией.

Делитесь знаниями, это вдохновляет!

Совет 10: не забывайте про личную жизнь

ux

Как-то меня спросили, кем бы я стал, если бы не занялся юзабилити?

Я не задумываясь ответил, что с удовольствием бы занялся психологией, практиками осознанности и дыхательными практиками. Я легко могу превратить это в призвание. Это большая часть моей жизни, которая наполняет ее смыслом, дает мне духовный рост и повышает уровень осознанности. Мне нравится ходить в походы в горы с друзьями, покорять вершины, путешествовать по миру. Люблю играть на гитаре, а недавно вместе с сыном осваивал барабаны. Иногда просто почитать хорошую книгу – большое удовольствие.

Личное пространство, время для семьи и себя, это обязательное условие гармоничной жизни человека, так уж мы устроены.

Не забывайте про эту важную часть и всё получится!

Хотите попробовать стажировку у нас? Посмотрите наши вакансии и напишите на email: hr@uexpert.ru

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами