Клиент
«Росгосцирк» – самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире. История компании началась почти 100 лет назад (в 1919 году).
- 42 стационарных цирка по всей России
- 40+ сайтов цирков по всей стране
- 3 000 000+ зрителей в год
Сайт
- Семейство сайтов состояло из 40 разрозненных дизайнов. У цирка не было единой концепции взаимодействия с клиентами
- Все дизайны выглядели достаточно старомодно
Бизнес-цели
- Увеличение продаж онлайн билетов и повторных визитов в цирк
- Сокращение расходов на поддержание сайтов компании
- Создание единого современного имиджа компании

Наша задача
Компания обратилась к нам с запросом на юзабилити-экспертизу, чтобы понять, какую стратегию дальнейшего развития выбрать. По результатам экспертизы мы выявили множество недочетов и вместе с заказчиком приняли решение перепроектировать все сайты компании.
Артём Кузнецов
Директор компании Ю-эксперт
Этапы работ
Почему выбраны именно эти этапы?
Нам было важно пообщаться с целевой аудиторией и понять их потребности от сайта цирка, а также сформировать портреты основных кластеров целевой аудитории, поэтому мы начали работу с исследования в форме анкетирования и затем на основе этих данных мы разработали концепцию. На этапе разработки интерфейса мы спроектировали концептуальный макет, который позволил увидеть и обсудить все блоки на страницах.
Далее мы провели конкурентный анализ, чтобы понять, как выглядят самые современные мировые сайты цирков и шоу, и сформировали карту вариантов дизайна. После этого мы разработали детальный дизайн всех страниц и блоков и помогали в реализации дизайна, консультируя разработчиков и помогая найти самые оптимальные решения во взаимодействии с клиентами.
Сбор требований
Срок: 12 дней
Часть сайтов для конкурентного анализа нам предоставил Заказчик, а часть мы выбрали сами. Мы отбирали самые известные и современные сайты мировых цирков и шоу.
Наталья: У "Дю Солей" минималистичный, но вполне приятный и понятный сайт. Большой плюс в том, что каждую афишу они, видимо, готовят к публикации сами - это делает, казалось бы, простой сайт весьма приятным. Татьяна: В строке меню выделяется возможность купить билет - очень хороший ход. |
![]() |
Кирилл: Нравится идея с оформлением (комбинация видео и заглавной картинки) видео, смотреть можно при желании. Артем Кузнецов: Нравится первый экран, видео. |
Артем: Слишком аляповатый фон. Татьяна: Не нравится визуальное оформление, нет ощущения праздника. |
![]() |
Кириллл: Устаревший дизайн, не привлекает к покупке билетов. |
вопроса
ответа
часов
На предыдущем этапе мы получили много полезной информации и не только проверили гипотезы, но и выявили конкретные факты о потребностях целевой аудитории.

О формировании концепции
На предыдущем этапе мы получили ответы на свои вопросы. Для формирования концепции мы решили дополнительно проанализировать данные статистики о посетителях по 6 ключевым сайтам компании, пообщаться с экспертами в предметной области и на основе полученных данных описать портреты пользователей, а также разработать сценарии достижения ими своих целей.
Артём Кузнецов
Шаг 1
Получение исходных данных
- Пользовательское исследование
- Внутрикорпоративное пользователей
Исходные данные помогают нам получить первое представление об аудитории сайта и впоследствии систематизировать её.
Шаг 2
Выделение групп пользователей
- Мама с ребенком
- Бабушка с ребенком
- Папа выходного дня
На основе исходных данных выявлены основные кластеры аудитории, отличающихся по набору задач и по другим характеристикам, влияющим на проектирование интерфейса.
Шаг 3
Синтез ключевого персонажа
50 лет Мама с 2 детьми
После анализа 3 кластеров стало очевидно, что их представители обладают идентичными целями и особенностями поведения, поэтому их можно объединить в описание одного персонажа, включив в него максимальные ограничения и особенности всех 3 кластеров.
Шаг 4
Разработка сценариев



Сценарии описывают идеальное взаимодействие персонажей с системой в определённом контексте использования.
Шаг 5
Определение степени важности сценариев
Сц. 1 | Сц. 2 | Сц. 3 | |
Важность для персонажа | |||
Важность для компании | |||
Частота |

Для того, чтобы в ходе проектирования принимать взвешенные решения и находить компрмиссы между сценариями, каждому из них назначаются 3 параметра: степень важности для пользователя, степень важности для компании, частота использования.
Мы получили 3 группы персонажей и выбрали из них одного ключевого. Если этому персонажу будет просто и понятно достигать свои цели на сайте, тогда и другие пользователи смогут это сделать. В качестве параметров для ключевого персонажа мы выбираем кластер 1, как содержащий максимальное количество ограничений и особенностей.
Описание кластеров целевой аудитории и сценариев
Мне важно увидеть внука и сделать ему приятное
Основная информация
- Возраст: 50 лет
- Двое детей
- Старший сын Андрей, 30 лет
- Внук Степан, 5 лет
- Младшая дочь Светлана, 26 лет
- Образование: высшее
- Должность: бухгалтер
История пользователя
- Наталья Владимировна живет в Самаре с мужем и со своей младшей дочерью Светланой.
- Старший сын тоже живет в Самаре и бывает с внуком и женой в гостях. У них есть машина – Рено Клио.
- Наталья Владимировна решила сделать сюрприз ко дню рождения внука, который будет через неделю, и сводить всю семью (6 чел.) на какое-нибудь представление в цирк или в детский театр.
Данный персонаж не прорабатывался, т.к. это не входило в изначальный план проекта
Данный персонаж не прорабатывался, т.к. это не входило в изначальный план проекта
Клиент получил
1. Документ с описанием концепции
В описании концепции содержится детальное описание персонажа, его целей и потребностей, а также детальное описание контекстных сценариев. Файл предоставлен в формате .DOC. 2. Документ по конкурентному анализу Интерактивная доска со скриншотами всех сайтов конкурентов с комментариями, что нравится, а что не нравится и почему.
Как выбирался ключевой персонаж
После анализа 3-х кластеров стало очевидно, что их представители обладают идентичными целями, потребностями и особенностями поведения, поэтому их можно объединить в описание одного персонажа, включив в него максимальные ограничения и особенности всех 3 кластеров. Если этому персонажу будет просто и понятно достигать свои цели на сайте, тогда и другие пользователи смогут это сделать.
Как разрабатывались сценарии
После синтеза персонажа мы точно знали цели, потребности, привычки и даже сомнения нашего главного кластера целевой аудитории. Нам нужно было придумать сценарии достижения персонажем своих целей, продумать каждый шаг взаимодействия и ответить на главные вопросы и потребности клиента.
Пример сценария
Узнать, как добраться до цирка, условия парковки авто
- Наталья Владимировна хотела бы узнать адрес цирка, описание, как туда добраться и условия парковки машин, так как она планирует поехать на машине с сыном. Также ей было бы удобно прислать это описание сыну.
- Наталья Владимировна видит блок “Как добраться до цирка” в котором сразу видна карта и адрес цирка (+координаты для GPS навигатора).
- На карте видно, где находится цирк, и какие остановки общественного транспорта находятся рядом.
- Рядом с картой находится блок словесного описания с разделами “На общественном транспорте” и “На личном автомобиле”, в которых описывается, как добраться вышеуказанными способами.
- Также под разделом “На личном автомобиле” описано, где и как можно оставить свой автомобиль, если есть платная парковка – указана её стоимость.
- Наталья Владимировна понимает, что рядом есть большая бесплатная парковка и отправляет сыну ссылку на описание как добраться.
Комментарии эксперта АК: Было бы также полезно узнать, где находится ближайшая стоянка такси – неактуально, потому что есть в навигаторах. АК: Можно сделать ссылку на блок “Как добраться до цирка”, чтобы пользователи могли делиться ею со своими близкими.
Проектирование
Срок: 12 дней
Сначала мы продумали содержание сайта на уровне простых модулей и разработали концептуальный макет. Простой макет позволил быстро попробовать несколько версий структуры сайта и выбрать одну для детальной проработки.
Затем мы приступили к поиску визуального стиля. Для этого отобрали лучшие на наш вкус сайты мировых цирков и шоу и разобрали их дизайнерские решения. Выяснили у руководства Росгосцирка пожелания по общему настроению сайта, цветовой гамме, фонам, формам, стилям текста, изображениям. На примерах сайтов конкурентов обсудили, какие решения подходят нам.
![]() |
Фон на первом экране должен быть универсальный для 40 сайтов цирка. При помощи одного кадра надо было погрузить посетителя в атмосферу цирка и заманить моментами из актуального представления. Пробовали фото занавеса, арены под софитами, зрительного зала в ожидании, но это было слишком просто. В итоге мы придумали коллаж, где объединили персонажей цирка на фиолетовом фоне. Дизайнеры филиалов цирка легко повторили коллаж для своих представлений. |
Мы советовали сделать описание представления в один абзац, чтобы посетитель не устал читать длинный текст. Ведь цирк – это визуальное шоу. Покупка билетов – целевое действие на сайте. Блок с выбором билетов должен быть ярким и очевидным. Поэтому плашки крупные, контрастные, на каждой есть день, время представления и кнопка “Заказать билет”. |
![]() |
![]() |
Мы предложили перемешать отзывы, оставленные на сайте цирка и в социальных сетях с указанием источника. Ведь посетители не всегда доверяют отзывам только на сайте. Чтобы хотелось пойти в цирк с компанией, мы предлагаем посетителям отправить друзьям на почту красочное приглашение. |
Думали, стоит ли разделять на вкладки инструкции по проезду к цирку на общественном или личном транспорте. Выбрали очевидное для пользователя решение – показать все сразу. |
![]() |
![]() |
Мы собрали статистику о самых частых вопросах от посетителей цирка и разместили ответы в конце страницы. А если вопросы все же остались, можно написать в цирк. Логотипы в подвале нарочито крупные, чтобы посетитель был уверен, что он на официальном сайте цирка. |

Артем Кузнецов
директор компании и эксперт по юзабилити (юзабилити-экспертиза, проведение пользовательского исследования, разработка концепции и концептуального макета, руководство всем процессом)
Роман Верник
арт. директор (руководство процессом детального дизайна)