Проектирование взаимодействия с пользователями. Виды ошибок. Потеря ощущения контроля - Ю‑эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Проектирование взаимодействия с пользователями. Виды ошибок. Потеря ощущения контроля

Потерю контроля у пользователя может вызвать автоматическая перегруппировка элементов на экране, когда перегруппировываются данные пользователя или перемещающиеся элементы управления.

Когда дальнейший диалог с программой представлен неправильным набором команд. Например, отсутствует возможность отмены действия, все доступные варианты неприменимы, подходящий вариант заблокирован или непонятен. А также, подтверждение ошибок программы.

Ситуация кажется неконтролируемой, когда “Cancel” не отменяет действия. Когда диалог сразу редактирует данные в программе, переключение закладок сохраняет изменения на них. “Cancel” не отменяет все действия Мастера и не не отменяет действия вложенных диалогов.

Автоматическая перегруппировка элементов на экране

Причины по которым программисты автоматически перегруппировывают данные пользователя можно разделить на два класса:

1) Программисты считают, что пользователи сами перегруппируют эти данные

2) Для упрощения реализации программисты перегруппируют данные на экране после любых изменений пользователями

Потеря ощущения контроля. Пример 1.

Рисунок 1

На видео ниже можно посмотреть как это выглядит в динамике, когда вы прокручиваете данные на шкале.

Варианты такой ошибки могут выглядеть как окна, которые перемещаются программой. Как курсор, который прыгает в новое положение сам по себе (например, к кнопке окна). Закладки, которые перемещаются со второго уровня на первый. Команды, которые то появляются, то мистически исчезают в зависимости от ситуации в программе.

Пользователи ожидают что экран принадлежит им и ничего на нем не будет меняться без их ведома, поэтому не старайтесь слишком угодить, перемещая или перегруппируя данные автоматически.

При небольших изменениях в одной области экрана отображайте эти изменения локально, не перерисовывая или изменяя весь экран.

Диалоги с неправильным набором команд

Нет ничего страшнее для пользователя, чем запустить операцию. А когда становится понятно, что это не то, что нужно, уже нет возможности отменить действие.

Потеря ощущения контроля. Пример 2.

Рисунок 2

Бывают диалоги, которые содержат ряд вариантов и даже возможность отмены действия. Но не содержат вариант, нужный пользователю.

Потеря ощущения контроля. Пример 3.

Рисунок 3

А в этом примере подходящий для пользователя вариант заблокирован:

Потеря ощущения контроля. Пример 4.

Рисунок 4

Варианты могут быть сформулированы непонятно для пользователя:

Потеря ощущения контроля. Пример 5.

Рисунок 5

Бывают случаи, когда программа сообщает какую-нибудь ужасную новость, например о том, что ваши данные потеряны и требует подтверждения этого – “OK?”

Потеря ощущения контроля. Пример 6.

Рисунок 6

Чтобы избежать диалогов с неправильным набором команд, предоставляйте пользователям необходимый набор вариантов выбора с ясными значениями каждого из них. Анализируйте варианты выбора перед тем, как представить их пользователям. Проводите юзабилити-тестирование сообщений и избегайте ситуаций, когда пользователь должен подтвердить ваши ошибки .

“Cancel” не отменяет действия

Диалоговые окна, которые позволяют пользователю менять параметры команд или свойства объектов должны иметь хотя бы две кнопки:

1) Применить изменения – закрывает диалог и выполняет команду, если она есть.

2) Отменить изменения – отменяет все изменения и закрывает диалог.

Первую кнопку чаще всего называют ОК. Иногда по названию действия, например Print. Вторую чаще всего называют Cancel.

Пользователи ожидают, что Cancel отменит все их действия в этом диалоге, даже если они нажимали Apply перед этим. Но это не всегда работает именно так. Бывает, что Cancel ведёт себя так же, как OK. Она закрывает диалог не отменяя действий пользователя в нём.

Программисты иногда позволяют пользователям редактировать данные программы напрямую в диалоговом окне. Особенно, когда речь идёт о сложных данных (таблицы, файлы). В результате пользователь не может отменить изменения, если только не был создан мощный механизм отмены действий, что случается крайне редко. Еще может быть ситуация, когда эффект действия диалога проявляется вне программы. Например создаётся или удаляется файл в ОС.

Предоставляйте возможность редактировать копию данных.

Переключение закладок сохраняет изменения на них:

Потеря ощущения контроля. Пример 7.

Рисунок 7

Мастера должны иметь кнопку Cancel на каждом шаге. Она должна отменять все действия Мастера и закрывать его. Бывает, что программисты так реализуют работу Мастера, что действия, совершённые пользователем на предыдущих шагах, не отменяются. Это ошибка!

Потеря ощущения контроля. Пример 8.

Рисунок 8

Если пользователь открыл вложенный диалог и там нажал ОК, а потом в основном диалоге выбрал Сancel, то действие выбранное во вложенном диалоге часто не бывает отменено. Это ошибка! При другом дизайне вложенный диалог мог бы располагаться прямо в контексте данного окна и отмена, отменяла бы все изменения в этом диалоге.

Потеря ощущения контроля. Пример 9.

Рисунок 9

Чтобы избежать ошибок в работе “Cancel” в диалоговом окне, предоставляйте копию данных для редактирования в диалоговом окне. При нажатии на Cancel просто удалите эту копию.

Закладки, Мастера и Вложенные диалоги должны обрабатывать Сancel полностью отменяя все изменения, которые пользователь совершил в диалоговом окне.

Больше свежих новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами