Клиент
«Росгосцирк» – самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире. История компании началась почти 100 лет назад (в 1919 году).
- 42 стационарных цирка по всей России
- 40+ сайтов цирков по всей стране
- 3 000 000+ зрителей в год
Сайт
- Семейство сайтов состояло из 40 разрозненных дизайнов. У цирка не было единой концепции взаимодействия с клиентами
- Все дизайны выглядели достаточно старомодно
Бизнес-цели
- Увеличение продаж онлайн билетов и повторных визитов в цирк
- Сокращение расходов на поддержание сайтов компании
- Создание единого современного имиджа компании
Наша задача
Компания обратилась к нам с запросом на юзабилити-экспертизу, чтобы понять, какую стратегию дальнейшего развития выбрать. По результатам экспертизы мы выявили множество недочетов и вместе с заказчиком приняли решение перепроектировать все сайты компании.
Артём Кузнецов
Директор компании Ю-эксперт
Этапы работ
Почему выбраны именно эти этапы?
Нам было важно пообщаться с целевой аудиторией и понять их потребности от сайта цирка, а также сформировать портреты основных кластеров целевой аудитории, поэтому мы начали работу с исследования в форме анкетирования и затем на основе этих данных мы разработали концепцию. На этапе разработки интерфейса мы спроектировали концептуальный макет, который позволил увидеть и обсудить все блоки на страницах.
Далее мы провели конкурентный анализ, чтобы понять, как выглядят самые современные мировые сайты цирков и шоу, и сформировали карту вариантов дизайна. После этого мы разработали детальный дизайн всех страниц и блоков и помогали в реализации дизайна, консультируя разработчиков и помогая найти самые оптимальные решения во взаимодействии с клиентами.
Сбор требований
Срок: 12 дней
Часть сайтов для конкурентного анализа нам предоставил Заказчик, а часть мы выбрали сами. Мы отбирали самые известные и современные сайты мировых цирков и шоу.
Наталья: У "Дю Солей" минималистичный, но вполне приятный и понятный сайт. Большой плюс в том, что каждую афишу они, видимо, готовят к публикации сами - это делает, казалось бы, простой сайт весьма приятным. Татьяна: В строке меню выделяется возможность купить билет - очень хороший ход. |
Кирилл: Нравится идея с оформлением (комбинация видео и заглавной картинки) видео, смотреть можно при желании. Артем Кузнецов: Нравится первый экран, видео. |
Артем: Слишком аляповатый фон. Татьяна: Не нравится визуальное оформление, нет ощущения праздника. |
Кириллл: Устаревший дизайн, не привлекает к покупке билетов. |
вопроса
ответа
часов
На предыдущем этапе мы получили много полезной информации и не только проверили гипотезы, но и выявили конкретные факты о потребностях целевой аудитории.
О формировании концепции
На предыдущем этапе мы получили ответы на свои вопросы. Для формирования концепции мы решили дополнительно проанализировать данные статистики о посетителях по 6 ключевым сайтам компании, пообщаться с экспертами в предметной области и на основе полученных данных описать портреты пользователей, а также разработать сценарии достижения ими своих целей.
Артём Кузнецов
Шаг 1
Получение исходных данных
- Пользовательское исследование
- Внутрикорпоративное пользователей
Исходные данные помогают нам получить первое представление об аудитории сайта и впоследствии систематизировать её.
Шаг 2
Выделение групп пользователей
- Мама с ребенком
- Бабушка с ребенком
- Папа выходного дня
На основе исходных данных выявлены основные кластеры аудитории, отличающихся по набору задач и по другим характеристикам, влияющим на проектирование интерфейса.
Шаг 3
Синтез ключевого персонажа
50 лет Мама с 2 детьми
После анализа 3 кластеров стало очевидно, что их представители обладают идентичными целями и особенностями поведения, поэтому их можно объединить в описание одного персонажа, включив в него максимальные ограничения и особенности всех 3 кластеров.
Шаг 4
Разработка сценариев
Сценарии описывают идеальное взаимодействие персонажей с системой в определённом контексте использования.
Шаг 5
Определение степени важности сценариев
Сц. 1 | Сц. 2 | Сц. 3 | |
Важность для персонажа | |||
Важность для компании | |||
Частота |
Для того, чтобы в ходе проектирования принимать взвешенные решения и находить компрмиссы между сценариями, каждому из них назначаются 3 параметра: степень важности для пользователя, степень важности для компании, частота использования.
Мы получили 3 группы персонажей и выбрали из них одного ключевого. Если этому персонажу будет просто и понятно достигать свои цели на сайте, тогда и другие пользователи смогут это сделать. В качестве параметров для ключевого персонажа мы выбираем кластер 1, как содержащий максимальное количество ограничений и особенностей.
Описание кластеров целевой аудитории и сценариев
Мне важно увидеть внука и сделать ему приятное
Основная информация
- Возраст: 50 лет
- Двое детей
- Старший сын Андрей, 30 лет
- Внук Степан, 5 лет
- Младшая дочь Светлана, 26 лет
- Образование: высшее
- Должность: бухгалтер
История пользователя
- Наталья Владимировна живет в Самаре с мужем и со своей младшей дочерью Светланой.
- Старший сын тоже живет в Самаре и бывает с внуком и женой в гостях. У них есть машина – Рено Клио.
- Наталья Владимировна решила сделать сюрприз ко дню рождения внука, который будет через неделю, и сводить всю семью (6 чел.) на какое-нибудь представление в цирк или в детский театр.
Данный персонаж не прорабатывался, т.к. это не входило в изначальный план проекта
Данный персонаж не прорабатывался, т.к. это не входило в изначальный план проекта
Клиент получил
1. Документ с описанием концепции
В описании концепции содержится детальное описание персонажа, его целей и потребностей, а также детальное описание контекстных сценариев. Файл предоставлен в формате .DOC. 2. Документ по конкурентному анализу Интерактивная доска со скриншотами всех сайтов конкурентов с комментариями, что нравится, а что не нравится и почему.
Как выбирался ключевой персонаж
После анализа 3-х кластеров стало очевидно, что их представители обладают идентичными целями, потребностями и особенностями поведения, поэтому их можно объединить в описание одного персонажа, включив в него максимальные ограничения и особенности всех 3 кластеров. Если этому персонажу будет просто и понятно достигать свои цели на сайте, тогда и другие пользователи смогут это сделать.
Как разрабатывались сценарии
После синтеза персонажа мы точно знали цели, потребности, привычки и даже сомнения нашего главного кластера целевой аудитории. Нам нужно было придумать сценарии достижения персонажем своих целей, продумать каждый шаг взаимодействия и ответить на главные вопросы и потребности клиента.
Пример сценария
Узнать, как добраться до цирка, условия парковки авто
- Наталья Владимировна хотела бы узнать адрес цирка, описание, как туда добраться и условия парковки машин, так как она планирует поехать на машине с сыном. Также ей было бы удобно прислать это описание сыну.
- Наталья Владимировна видит блок “Как добраться до цирка” в котором сразу видна карта и адрес цирка (+координаты для GPS навигатора).
- На карте видно, где находится цирк, и какие остановки общественного транспорта находятся рядом.
- Рядом с картой находится блок словесного описания с разделами “На общественном транспорте” и “На личном автомобиле”, в которых описывается, как добраться вышеуказанными способами.
- Также под разделом “На личном автомобиле” описано, где и как можно оставить свой автомобиль, если есть платная парковка – указана её стоимость.
- Наталья Владимировна понимает, что рядом есть большая бесплатная парковка и отправляет сыну ссылку на описание как добраться.
Комментарии эксперта АК: Было бы также полезно узнать, где находится ближайшая стоянка такси – неактуально, потому что есть в навигаторах. АК: Можно сделать ссылку на блок “Как добраться до цирка”, чтобы пользователи могли делиться ею со своими близкими.
Проектирование
Срок: 12 дней
Сначала мы продумали содержание сайта на уровне простых модулей и разработали концептуальный макет. Простой макет позволил быстро попробовать несколько версий структуры сайта и выбрать одну для детальной проработки.
Затем мы приступили к поиску визуального стиля. Для этого отобрали лучшие на наш вкус сайты мировых цирков и шоу и разобрали их дизайнерские решения. Выяснили у руководства Росгосцирка пожелания по общему настроению сайта, цветовой гамме, фонам, формам, стилям текста, изображениям. На примерах сайтов конкурентов обсудили, какие решения подходят нам.
Фон на первом экране должен быть универсальный для 40 сайтов цирка. При помощи одного кадра надо было погрузить посетителя в атмосферу цирка и заманить моментами из актуального представления. Пробовали фото занавеса, арены под софитами, зрительного зала в ожидании, но это было слишком просто. В итоге мы придумали коллаж, где объединили персонажей цирка на фиолетовом фоне. Дизайнеры филиалов цирка легко повторили коллаж для своих представлений. |
Мы советовали сделать описание представления в один абзац, чтобы посетитель не устал читать длинный текст. Ведь цирк – это визуальное шоу. Покупка билетов – целевое действие на сайте. Блок с выбором билетов должен быть ярким и очевидным. Поэтому плашки крупные, контрастные, на каждой есть день, время представления и кнопка “Заказать билет”. |
Мы предложили перемешать отзывы, оставленные на сайте цирка и в социальных сетях с указанием источника. Ведь посетители не всегда доверяют отзывам только на сайте. Чтобы хотелось пойти в цирк с компанией, мы предлагаем посетителям отправить друзьям на почту красочное приглашение. |
Думали, стоит ли разделять на вкладки инструкции по проезду к цирку на общественном или личном транспорте. Выбрали очевидное для пользователя решение – показать все сразу. |
Мы собрали статистику о самых частых вопросах от посетителей цирка и разместили ответы в конце страницы. А если вопросы все же остались, можно написать в цирк. Логотипы в подвале нарочито крупные, чтобы посетитель был уверен, что он на официальном сайте цирка. |