Эмоциональный дизайн или тайна четвёртой волны - Ю-эксперт
  • +7 (495) 055-13-58
    (9:00-20:00)
  • Бесплатная консультация

Эмоциональный дизайн или тайна четвёртой волны

Технологии развиваются стремительно, и у многих IT-компаний возникает вопрос: как оказаться на гребне новой волны? Все мы видели чудеса взлёта некоторых компаний в условиях жёсткой конкуренции, когда казалось, что рынок уже поделен и заполнен гигантами индустрии. За примерами далеко ходить не нужно, из самых ярких и известных всем – это компании Microsoft, Google и Apple. Какова история их успеха? Что позволило им вырваться вперед? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории и проанализировать некоторые тенденции развития компьютерной индустрии.

Три волны развития IT-индустрии

Три волны развития IT-индустрии

В 40-60-е годы ХХ века, когда только появились первые компьютеры, большая часть средств вкладывалась в «железо», и совсем мало – в «софт» и человеческий фактор. Это была первая волна компьютерной индустрии. Компании, которые вовремя почувствовали веяние времени и вложили свои деньги в создание первых компьютеров, получили богатые дивиденды. На этой волне взошли такие компании, как IBM, Bell и Hewlet Paccard. В это время важно было создать инструмент для решения комбинаторных задач и сложных вычислений. Компьютеры были размером с двухэтажное здание и ими пользовались научные институты, военные и правительство.

В 70-80-е годы «железо» стало дешеветь, и появились персональные компьютеры. Наиболее актуальным стало развитие программного обеспечения, нацеленное на автоматизацию производственных и личных задач человека. Именно на второй волне компьютеризации стремительно выросли такие компании, как Microsoft, Sun и Apple. Они верно уловили тенденции развития компьютерной индустрии и вложились в создание «софта».

Начиная с 90-х годов и «железо» и «софт» стали еще более доступными, и на первый план вышел «человеческий фактор». Специалисты отметили, что в это время началась третья волна развития компьютерных технологий, когда выигрывать стали продукты, обладающие свойствами простоты, понятности и удобства использования. На этой волне всемирного успеха добились такие компании как Google и Apple.

Сейчас, когда уровень конкуренции в IT-секторе довольно высок, выигрывают в первую очередь те продукты, которые не только представляют богатый список функциональности, но позволяют пользователям достигать их целей максимально простым, понятным и удобным способом. Именно с этим связан бум проектирования интерфейсов с учетом требований юзабилити на Западе. И хотя Россия в данном секторе отстает от западного мира на 5-10 лет, многие передовые отечественные компании также уже поняли тенденцию времени. Они начали активно внедрять в свои бизнес-процессы методы проектирования эффективного взаимодействия с пользователями.

Что же ожидает нас в скором будущем? Какой будет четвертая волна в компьютерной индустрии? Эта волна уже началась, и называется она «эмоциональный дизайн», «эмоциональное проектирование».

Философия эмоционального дизайна появилась в начале семидесятых годов ХХ века. Впервые эту идею сформулировал японский профессор Митсуо Нагамачи (Mitsuo Nagamachi), который предложил преобразовать эмоциональные переживания и ощущения человека в конкретные свойства продукта. В начале 90-х годов этот подход был применен при создании уникального японского автомобиля Mazda MX-5 Miata. Впервые в разработке автомобиля на первое место поставили не технические характеристики (скорость разгона или количество лошадиных сил), а чувства, которые испытывает водитель автомобиля – нравится ли ему звук мотора, получает ли он удовольствие от езды, от общения с машиной. Успех был ошеломляющий, и эта модель даже вошла в книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый автомобиль своего класса. Этот подход назвали кансей инжиниринг (kansei engineering) и он с успехом применяется во многих компаниях по всему миру.

Изображение автомобиля Mazda MX-5 Miata

Изображение автомобиля Mazda MX-5 Miata

Алан Купер, признанный мировой эксперт в вопросах создания интерфейсов, в своей книге “Об интерфейсе” также говорит о том, что при создании продуктов важно учитывать не только конечные цели пользователей (то, ради чего они покупают продукт), но и их эмоциональные цели. Эмоциональные цели выражают то, как человек хочет себя чувствовать, работая с продуктом. Когда продукт заставляет пользователей чувствовать себя глубо или неудобно, их самоуважение и производительность труда снижаются, а недовольство растет. Стоит чуть переборщить с таким отношением к пользователям – и они воспользуются первым же шансом, чтобы избавиться от этого продукта. Такой продукт потерпит неудачу – независимо от того, насколько хорошо он позволяет пользователям достигать всех прочих целей.

Дональд Норман, еще один известнейший юзабилити-специалист, профессор когнитологии и психологии, автор книги “Эмоциональный дизайн”, в результате своих исследований пришел к выводу, что для человека ценность во многом определяется не только полезным результатом, но и эмоциональным компонентом взаимодействия.

Итак, «эмоциональный дизайн» или, если корректно перевести термин «дизайн» на русский язык, «эмоциональное проектирование» – это проектирование продуктов, которые не только позволяют пользователям эффективно достигать конечных целей, но и вызывают положительные эмоции при взаимодействии с ними.

Тайна четвертой волны заложена в самой человеческой природе. Компании, желающие подняться на гребне этой волны, должны делать ставку на эмоциональную привлекательность своих продуктов для пользователей.

Это значит не только обеспечить наличие полезных функций и удобство их применения, но и положительную эмоциональную окраску взаимодействия человека с компьютерным продуктом. Взаимодействие человека с компьютером так же, как и взаимодействие человека с человеком, подразумевает эмоционально-психологические аспекты – ожидания друг от друга, способность к восприятию информации, поступающей от противоположной стороны, эмоциональный фон общения. Вы наверняка неоднократно видели, как люди разговаривают со своим компьютером, уговаривают машину завестись или свой модем не прерывать соединения при передаче важного файла. Люди ожидают от сложных технических устройств поведения, свойственного человеку – ожидают понимания, заботы и даже сочувствия.

Поэтому для создания успешного компьютерного продукта необходимо позаботиться о трех важных составляющих: как будет технически обеспечиваться функционирование продукта, как будет передаваться информация (при помощи визуального языка, воплощенного в интерфейсе) и как будет восприниматься информация живым человеком-пользователем.

За каждой программой и веб-сайтом тоже стоят люди – команда разработчиков. Но поскольку они не общаются непосредственно с пользователями, необходимо на этапе посредничества (которое происходит через интерфейс) спроектировать такое поведение программы, которое будет вызывать положительный эмоциональный отклик у пользователей.

Не всем компаниям это удается сделать, а некоторые пока даже и не задумывались об этом. Не случайно развитие компьютерной индустрии названо «волнами», а волны, как известно, сменяются, набегая друг на друга. И это прекрасно описывает наше время, когда одновременно существуют и компании, только вступающие в «третью волну» , только начинающие задумываться об удобстве использования, и компании, которые уже давно обеспечили удобство для своих пользователей и теперь заботятся об их эмоциональном комфорте, поднимаясь вверх, к успеху, на гребне четвертой волны.

Мы уже сейчас используем секреты четвертой волны в своей работе и советуем их использовать и вам!

Следите за нашими публикациями, мы будем рассказывать об интерфейс-секретах успешных программ и веб-сайтов.

Дополнительные материалы

Поделитесь в соц. сетях:

Другие материалы



Запросите





Нажимая на кнопку, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Политика обработки персональных данных

Свяжитесь с нами

  • info@uexpert.ru
  • +7 (495) 055-13-58